Разговоры о важном

О пути к учительству, почему важно принимать детей такими, какие они есть, и чего не хватает современной школе – из первых уст.

 

В ШКОЛУ – ЗА СЧАСТЬЕМ

 Маргарита Константиновна Ракова

Родилась в Калуге в 1961 году. Выпускница школы № 3.

В 1985 году окончила МГУ им. Ломоносова по специальности «физика».

С 1986-го по настоящее время учитель физики в гимназии № 19, обладатель региональных и ведомственных наград.

В 2024 году удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».

ИЗ ЛИРИКА В ФИЗИКА

– Я была очень гуманитарной девочкой – занималась немецким языком, увлекалась историей, а поступила на физико-математический факультет МГУ. Стала физиком, и ничуть об этом не жалею. Моим научным руководителем был Александр Христофорович Хргиан – доктор физико-математических и географических наук, с потрясающей методикой преподавания. К примеру, он начинал занятия, казалось бы, с ничего не значащего вопроса: «Если мы начнем рассасывать конфету-сосульку перед тем, как подниматься в гору, сумеем ли мы ее рассосать?»  И мы два часа решали интегральные и дифференциальные уравнения, чтобы узнать ответ на этот вопрос – интересно было невероятно. Физика природы – самый интересный раздел этой науки. Я и сегодня стараюсь детям рассказывать, как связан этот сложный предмет с тем, что они видят и наблюдают вокруг.

О НАСТАВНИКАХ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ

– С будущем мужем я познакомилась во время учебы в университете. Он начинал работать тренером по спортивной гимнастике. Я часто посещала его занятия, смотрела, как работает с ребятами, – он буквально светился от счастья, педагогика была его призванием. И мне тоже захотелось быть счастливой. Можно сказать, в школу я пришла именно за этим ощущением.

1 июля 1986 года я впервые переступила порог 19-й школы. Директор Николай Андреевич Никитин, взглянув на мой диплом, сказал:  «МГУ? Я вас приму на работу прямо сейчас, пока вы не передумали». И на следующий день началась школьная жизнь: работа в лагере труда и отдыха, уборка пришкольного участка, знакомство с классом… и радость творчества.

Педагогической подготовки я не имела. Но директор, мудрый человек, прекрасно понимал, что крепкие навыки предметника – очень важный момент. Он часто повторял: «Если глаза хорошие, то можно помочь стать педагогом».

В мое становление как учителя много вложила завуч Галина Николаевна Иванова. Она приходила на несколько моих уроков подряд и все тщательно записывала. Вначале я злилась, волновалась, что все делаю не то и не так. На перемене Галина Николаевна мне говорила: «Здесь вам лучше поступить по-другому, здесь попробуйте сделать вот так, а в этом моменте вы молодец – все получилось отлично». Следующий урок проходил так, как мы наметили: «Вы же видите, что стало лучше?» Я понимала, что она права. Так за год в методике преподавания она довела меня от азов к вершинам.

Опытные педагоги нам очень помогали. Помню, как учитель иностранного языка Светлана Васильевна Васильева пригласила меня на урок и показала, как можно буквально одной фразой поставить на место зарвавшегося ученика и как одним словом, наоборот, возбудить класс так, что потом его не соберешь.

ДАЁШЬ МОЛОДЁЖЬ

– Каких учителей ждет современная школа? Во-первых, профессионалов, прекрасно знающих свой предмет. Во-вторых (или даже во-первых), учитель должен быть очень человечным, уметь поддержать, дать второй шанс и т. п.

Один из таких педагогов в нашей школе – мой коллега Александр Павлович Шехматов, умница. Безусловно, он станет блестящим физиком и отличным учителем. Он знает и любит свой предмет, всегда готов помочь, когда что-то не получается у коллег, и не устает учиться сам. Мы ждем, что он вновь придет в школу по окончании срочной службы в вооруженных силах. В том, что он вернется в школу, нет никакого сомнения: он любит детей, и они ему отвечают взаимностью.

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ

– Когда я пришла в школу, у меня была нагрузка 18 часов – я училась сама, учила ребят, могла создавать очень сложные по наполнению уроки и заниматься решением олимпиадных задач, и было достаточно времени, чтобы возиться с детьми, воспитывать общими делами.

Сегодня два раза в неделю у нас проходят обязательные классные часы. Я люблю «Разговоры о важном», как бы это ни казалось странным.  Сейчас, как раньше, нет политинформаций, дети во многом не понимают, что происходит в мире. Взрослый человек должен помочь поставить в их головах все на свои места, ответить максимально честно на вопросы (а они задают много вопросов, если тебе доверяют!). Очень хорошо, на мой взгляд,  проработан курс «Россия – мои горизонты», где мы говорим о том, что составляет гордость нашей страны, и много рассуждаем о будущем.

Но, считаю, очень не хватает совместных «живых» дел – посадки деревьев в лесничестве, байдарочных походов, поездок на картошку… Выходное мероприятие – самое счастливое время, когда ты вместе с детьми, когда дети смеются.

И еще одна вещь, которой в современной школе остро не хватает:  раньше родители стояли с учителями если не в одном строю, то точно плечом к плечу… Думаю, педагоги, не один год проработавшие в школе, понимают, о чем я говорю.

СТРОГО, НО СПРАВЕДЛИВО

– Часто можно услышать, что  систему ЕГЭ ругают: мол, она не отражает реальных знаний по предмету, во многом это лотерея и кому как повезет. Скажу о том, что касается физики. Вопросы ЕГЭ полностью отражают программу, а практическая часть подобрана исчерпывающе: много задач на логику, на анализ ситуации – первейшая вещь и в науке, и в жизни. Но, к сожалению, физику для ЕГЭ выбирают редко, делают выбор в пользу информатики, полагая, что она легче. Да, предмет сложный – много факторов влияет на происходящие процессы, а выбрать надо главный. Совершенно очевидно, что нет ни одного предмета, который так четко выстраивал бы причинно-следственные связи. Умение  анализировать, которое дает физика, остается с тобой на всю жизнь.

САМОЕ СЛОЖНОЕ УМЕНИЕ

– В классе, с которым я начинала работать в свой первый год в школе, была одна родительница, тоже педагог. Она мне говорила весь первый год: «Учитель тогда состоялся, когда он может обнять самого сопливого ребенка, поцеловать и прижать к себе». И это не про безусловную любовь, сродни материнской. Это про умение принять ребенка таким, какой он есть, – не только хорошего, удобного, не создающего проблем. Наверное, это самое сложное умение в нашей профессии.

Из статьи М. Раковой «Незажившие раны»

из журнала «Классное руководство и воспитание школьников»,  2010 год

Давно отгремела война. Всё меньше живых очевидцев тех суровых и великих дней живет среди нас. Ни от родителей, ни от бабушки и деда ребенку уже не услышать тех простых и бесхитростных слов о войне, от которых руки сжимаются в кулаки и по щекам текут слезы. Как сделать так, чтобы память о войне прошла не через разум, а через сердце ребенка? Чтобы победа в Великой Отечественной стала предметом величайшей гордости и величайшей скорби для каждого? Я убеждена, что для этого ребенок должен соприкоснуться с войной 1941–1945 годов лично, сам пережить те чувства, которые она вызывает.

Многодневные байдарочные походы – одна из традиций нашего класса. На воду мы с ребятами встали еще в 5-м классе и с тех пор почти каждый год в июне путешествуем по рекам Калужской области. В этом году мы планируем пройти по реке Воре. Эта река, текущая по границе Калужской и Смоленской областей, зовется историками Долиной смерти. В 2000 году мы с моим предыдущим классом прошли по этому маршруту и поняли (точнее, прочувствовали) смысл названия: до сих пор земля кричит ранами войны. В окрестностях Вори полно воронок, окопов, ржавой колючей проволоки, встречаются простреленные каски, патроны. А по берегам установлены самодельные памятники павшим героям.

Готовясь к новому походу, ребята читают исторические материалы о Долине смерти, планируют собрать новые экспонаты для школьного музея и, конечно же, хотят подправить захоронения. Уверена, что увиденное запомнится моим ученикам на всю жизнь и оставит след в их сердце.

БЛИЦОПРОС

– Самая сильная черта характера?

– Обязательность.

– Какое качество в людях вас раздражает?

– Непорядочность.

– А восхищает?

– Отвечу словами Игоря Ашманова: «Я хочу, чтобы доброта победила разум». Меня восхищает человечность – в самом широком понятии.

– Любимый город?

– Петербург.

– Опишите его тремя словами.

– Интеллигентный, красивый, добрый.

– Какой детский вопрос ставил вас в тупик?

– «Если черная дыра такая маленькая, то как же в нее столько помещается?»

– Какой самый важный совет вы дали бы родителям учеников?

– Любите своих детей, а не себя в детях.

– На что вам не хватило смелости в жизни?

– Все, что хотела, я сумела сделать, надеюсь.

 

В СОГЛАСИИ С СОБОЙ

Денис Витальевич Гнатюк

Родился в 1995 году в городе Козельске,  выпускник института социальных отношений КГУ им. К. Э. Циолковского.

Стаж педагогической работы – шесть лет.

С 2019 года – учитель основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры, руководитель кадетского движения в школе № 8.

Его воспитанники – призеры и победители конкурсов городского и регионального уровней.

Денис Витальевич – участник городских педагогических конференций, имеет множество ведомственных наград и благодарственных писем, самым ценным считает орден «За заслуги» ветеранов подразделения «Альфа».

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

– Я родился в семье военнослужащих, детство мое прошло в военном городке. Кем стану – было понятно с раннего возраста. Папа, дядя, дедушка – все военные, мама – жена военного, тоже как военный человек. Выбор был очевиден – военное училище.

В год моего поступления, в 2012-м, резко сократили количество мест в военных училищах. Но я выбирал между Военной академией РВСН имени Петра Великого в Серпухове и Голицынским пограничным институтом ФСБ. Все детство я занимался спортом, выступал за школу, за город, область. И вместо  военного училища я заключил контракт на работу в профессиональной футбольной команде. Окончательный выбор сделал в пользу спорта, поступив учиться на учителя физкультуры в КГУ.

К тому времени я осознанно принимал самостоятельные решения. Конечно, родные  хотели, чтобы я продолжил военное дело, но понимали, как важно для меня было заниматься любимым делом – спорт к окончанию 11-го класса стал моей основной сферой деятельности. Так я стал учителем физической культуры и считаю, что лучшая профессия – и хобби, и работа одновременно, с ней нигде не пропадешь.

После окончания университета отправился на срочную службу в вооруженные силы. Отслужил с достоинством, получил благодарности от командования: на себя и на родителей за достойное воспитание. В части, где я служил, есть традиция:  те, кто отлично прошел курс молодого бойца, имели право сфотографироваться с командиром части. Такое фото есть и у меня.

Я очень ждал момента, что в армии повзрослею как личность и приму решение, чем заниматься дальше.

УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ

– В школе я оказался случайно. В феврале 2019 года проходил по улице Беляева, мимо пункта отбора по контракту, и встретил товарища, с которым когда-то вместе учились. «В этой школе есть место, выручай, до конца учебного года всего несколько месяцев осталось». Пришел на собеседование к директору и через две недели вышел на работу.  В мае, когда заканчивался учебный год, собирался уходить, но  мне сделали предложение, от которого я не стал отказываться, – меня назначили заместителем директора по воспитательной работе и поручили кадетское направление. Директором школы тогда была Оксана Ивановна Домме, мы с нуля создали структуру, которая с того дня успешно работает и стала примером для многих других образовательных учреждений.

Первое время никто не понимал, как именно это будет работать. Надо отдать должное директору, которая в меня поверила и доверила это важное дело. В концепцию направления вложил свое видение, как я учился в кадетском классе, плюс современные тенденции в соответствии с пониманием роли патриотического воспитания в школе на сегодняшний момент.

СТРОГИЙ ОТБОР

–  Школа у нас не такая большая – всего  по два класса в параллели. Поэтому собрать из двух классов кадетский – задача непростая. И это надо заслужить: дети сдают тесты по физподготовке, профотбор и на логическое мышление, предоставляют справку о состоянии здоровья и оценки за 6-й класс. Первые 30 человек, которые проходят эти испытания, попадают в кадетский класс.

Кадетское направление – три года обучения: с 7-го по 9-й класс. Дальше многие ребята уходят получать среднее проф­образование. Надо сказать, что в техникумах это направление хорошо развивается, и наши выпускники могут продолжить подготовку. Мне очень приятно, когда они приходят в школу и говорят нам спасибо. Наши первые кадеты уже второкурсники высших учебных заведений – кто-то выбрал для себя силовые структуры, кто-то МЧС или  высшие военные заведения.

ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТОВ

– В мае у нас традиционное собрание для родителей будущих кадетов, где мы рассказываем о наших целях и задачах. Самое главное – вырастить патриота, который любит свою страну, чтит ее законы, гордится своим государством.

На этих встречах всегда подчеркиваю несколько важных моментов. Мы не готовим будущих солдат. Да, мы живем по уставу – это помогает  выработать привычку к дисциплине и порядку, прививает чувство ответственности и учит взаимовыручке. Объясняем родителям все плюсы кадетства. Многие дети не ходят  в спортивные секции и предоставлены сами себе. В школе ребенок до пяти часов вечера под присмотром, возможно, здесь у него появятся новое увлечение, наставник, новые друзья – ничего плохого в этом нет, главное, он занят делом.

Иногда родители просят: «Мальчик шебутной, непослушный, учиться не хочет, перевоспитайте». Это не к нам – мы не исправительное учреждение. Здесь ребята, которые хотят большего.

Каждый находит дело по душе: кому-то интересно оружие, кому-то нравится находиться в этой среде, быть у всех на виду – быть опрятным, дисциплинированным, подтянутым. Кто-то скажет, что стрелять – это не для меня, но лучше всех знает, например, как и когда проводились главные военные сражения или  нарисует отличную стенгазету.

Я убежден, что воспитывать патриотов – это воспитывать умных, ответственных людей, которые готовы честно трудиться на благо нашей Родины. И я с гордостью отмечаю, как со временем кадеты  меняются к лучшему.

РАВНЯТЬСЯ НА «БУРОГО»

– Три года назад в школе создали военно-патриотический клуб «Бурый». Это направление шире, чем кадетские классы, сюда входят ребята, которые по возрасту еще или уже не кадеты, выступают на различных соревнованиях, защищая честь школы. Школа № 8 носит имя старшего лейтенанта Алексея Матюшина, нашего выпускника, «альфовца», погибшего в Дагестане, а «Бурый» – его позывной. Это наша дань памяти герою, его  семью мы никогда не оставим.

ТРУД И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Когда я пришел работать в школу, меня приняли очень тепло, я попал в окружение коллег, которые относились ко мне как к сыну. Но у меня никогда  не было особых трудностей – с детьми работать легко, если ты к ним искренне, со всей душой… Им нельзя врать: любую фальшь они остро чувствуют и не прощают.

Иногда приходится слышать, что молодому учителю работать за невысокую зарплату не хочется, а хочется сразу и много.  Надо повышать свою квалификацию, давать детям реальные знания, работать над собой, развиваться, улучшаться – в таком педагоге школа заинтересована, и он получает достойную оплату .Работа в школе – великий труд, а работа с детьми – большая ответственность. Часто молодые педагоги ее просто боятся.

В ГАЛСТУКЕ И БЕЗ ГАЛСТУКА

– Мне предлагали перейти на административную работу в школе. Но не мое это – ходить в костюме и галстуке, посещать официальные мероприятия, писать отчеты. Зайти в класс, провести построение, пострелять с ребятами в тире, послушать, что у них нового произошло в жизни, посмеяться, посоветовать, посочувствовать, помочь, если нужно, поехать на сборы – это мое, я больше про детей. Пообещал родителям, которые доверили мне детей, и получается, что я сам себя предам?

Да и не представляю, как им скажу: «Знаете, поменялись обстоятельства, теперь другая ситуация…» Я продолжаю быть их учителем.

БЛИЦОПРОС

– Самая сильная черта характера?

– Честность.

– Какое качество в людях вас раздражает?

– Лживость.

– А восхищает?

– Умение прийти на помощь.

– Любимый город?

– Козельск.

– Опишите его тремя словами.

– Маленький, теплый, гордый.

– Какой самый странный вопрос вам задавали ученики?

– Когда вы женитесь?

– Какой самый важный совет вы бы дали родителям учеников?

– Не делайте ничего за них, доверяйте детям, пусть учатся на собственных ошибках.

– На что вам не хватило смелости в жизни?

– Были моменты, когда не хватило решительности в каких-то амбициозных планах, но я об этом не жалею.

Записала Ольга КОНОВАЛОВА,

фото Антона Забродского