Со следующего учебного года в школы возвращается начальная военная подготовка. Идею уже поддержали Минобороны, Минпросвещения и Совет Федерации.
Программы занятий пока нет – она в разработке. Модуль по начальной военной подготовке разработают до 1 января 2023 года, затем программа пройдет апробацию, после чего появится в расписании старшеклассников. Опросы показывают парадоксальную ситуацию: большинство родителей не против уроков НВП, хотя и не понимают, чему именно будут учить их детей.
Уроки начальной военной подготовки в школе я застала уже на самом исходе советской эпохи. Отставной полковник рассказывал нам об устройстве бомбоубежищ, о том, как падать при ядерном взрыве, правильно и быстро надевать противогаз по команде «Газы!», учил на время разбирать и собирать АКМ и стрелять из пневматической винтовки в оборудованном в школьном подвале тире, а школьная медсестра учила азам оказания первой помощи – накладывать шины, жгуты и делать перевязки.
Пользу этих навыков никто не ставил под сомнение, хотя в стране тогда все стремительно менялось. Они четко укладывались в советскую идею: каждый гражданин имеет право на самооборону, право защищать своё Отечество и должен быть готов отразить нападение любого врага.
Преподавателем по НВП у нас был Александр Васильевич Алексеев, человек, как сейчас говорят, с харизмой и непререкаемым авторитетом, знающий и понимающий свой предмет педагог. Он родился в 1922 году, был призван в армию после окончания железнодорожного техникума в августе 1941-го. Обучался в летной школе, закончил войну в июне 1945-го в Вене, затем 28 лет служил в армии. А потом еще 20 лет работал военруком в нашей школе. Летом этого года, кстати, он отметил вековой юбилей. На его занятиях мы постоянно возвращались к нашей истории (и не только к событиям Великой Отечественной), знали, как и с какими целями создавалась армия, говорили о героях.
Как родитель я уверена, что такие уроки сегодня были бы крайне полезны моему сыну. Но вернуть подобное содержание урокам НВП будет совсем непросто – далеко не все родители готовы принять это новое старое содержание, не готовы к этому и сами школы.
Да, сегодня модули по НВП входят в программу занятий по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В частности, школьники изучают права и обязанности гражданина во время призыва и прохождения военной службы, вопросы военно-профессиональной деятельности и приемы оказания первой медицинской помощи. Но успех НВП будет зависеть от содержания (контента), практики и, конечно же, от того, кто и как будет преподавать. Есть примеры, когда уроки ОБЖ ведут учителя обслуживающего труда у девочек, а кадетские классы возглавляют учителя музыки или изобразительного искусства.
Именно вопрос нехватки преподавателей, на мой взгляд, может оказаться серьезной проблемой. Ведь здесь важен не просто спасатель или офицер запаса в прошлом, имеющий навыки владения оружием, – он должен стать еще и педагогом.
Если решат кадровый и материально-технический вопрос в образовательных учреждениях, а само наполнение нового предмета не станет «переизданием» ОБЖ с уклоном в излишнюю муштру, задумка, безусловно, полезная и нужная. Время сейчас такое, что новые навыки не окажутся лишними. Да и современным школьникам, погруженным в виртуальную жизнь, неплохо почаще в доступной форме напоминать, что реальный мир – это не игра, в которой можно нажать на паузу и/или использовать запасную жизнь.