Приближается время остановки аналогового вещания федеральных каналов в Калужской области. Что это несет для абонентов, каковы основные изменения, с которыми столкнется каждый телезритель? И для чего вообще необходимо переходить на цифру? Как будет развиваться региональное телевидение? На эти и другие актуальные вопросы в интервью нашей газете ответил генеральный директор телерадиокомпании «НИКА» Сергей Трубицин.
К цифре готовы
— Сергей Николаевич, можно ли сказать, что переход от аналогового к цифровому телевидению — это веление времени?
— Главное, для чего производился переход на цифровой формат вещания, – экономия частотного ресурса. В частотном диапазоне одного аналогового канала будет передаваться 10 цифровых каналов. Это значит, там, где ранее зритель принимал сигнал одного передатчика и видел один телеканал, он будет видеть 10 каналов, передаваемых одним цифровым передатчиком.
Особенностью приема цифрового сигнала является то, что он может быть принят только в высоком качестве либо не будет приниматься совсем. Аналоговый сигнал может приниматься с отдельными помехами, цифровой же при помехе просто «рассыпается». Прием цифрового сигнала может обеспечиваться современным телевизионным приемником, для старого же телевизора потребуется специальный приемный блок между ним и антенной.
Экономия частотного ресурса высвобождает значительные возможности для перспективного развертывания сетей связи нового поколения, в том числе для потенциально возможных новых телевизионных мультиплексов. В европейских странах, где переход произошел раньше, функционируют десятки мультиплексов, в каждом из которых возможна передача до 14 каналов с помощью современных технологий. Такая сеть реально становится конкурентом любой кабельной сети.
— Каковы на сегодняшний день основные параметры вещания регионального телеканала «НИКА»?
— Телеканал «НИКА» вещается в аналоговом формате в эфире и доступен для подавляющего большинства жителей области. Канал выходит в эфир круглосуточно и ежедневно. При этом около 40 % контента производится нами самостоятельно – это прямой эфир, новостные, авторские, художественные, развлекательные и другие программы собственного и местного производства. Остальное – закупной контент. Доля собственного производства у нашего канала – одна из самых высоких среди всех телеканалов.
— Какова судьба регионального канала, который, как и каналы других регионов, не вошли в состав цифровых мультиплексов?
Эфирное вещание телеканала «НИКА» сохранится в аналоговом формате независимо от вещания федеральных каналов, входящих в цифровые мультиплексы. В настоящее время телеканал «НИКА» присутствует в спутниковой сети «Триколор», в сети интернет, в кабельных сетях операторов региона. Наш телеканал полностью готов к вещанию в цифровом формате. Вся наша продукция выпускается в цифровом виде и только перед эфирным передатчиком преобразуется в аналоговый сигнал.
Существует несколько возможностей развития ситуации. Оптимальным с технологической точки зрения, да и с точки зрения здравого смысла, было бы развертывание отдельного регионального цифрового мультиплекса. К сожалению, длительное развертывание сети цифрового вещания в нашей стране превратило саму прогрессивную идею в ее противоположность. Вместо освобождения и эффективного использования частотного ресурса он оказался заморожен на долгие годы. Более того, за годы реализации программы (более 10 лет) произошли серьезные технологические изменения, которые в настоящее время позволяют решать такие задачи и с меньшими затратами, и более эффективно (значительно увеличивая число каналов в отдельном мультиплексе).
Телерадиокомпания «НИКА» помимо действующего информационно-развлекательного телеканала готова к выпуску непрерывного новостного канала, детского телеканала, прообразом которого является интернет-портал «Клен». Многие каналы, не вошедшие в федеральные мультиплексы, выражают готовность занять место в нашем региональном мультиплексе, если таковой будет создан. Высокие стоимости построения действующей цифровой сети не могут служить аналогом, поскольку, как я уже говорил, современные технологии позволяют существенно (на порядок) снизить как затраты на построение сети, так и на ее эксплуатацию. Декларируемое отсутствие частот выглядит полной профанацией, поскольку важнейшей целью цифровизации эфирного телевизионного вещания как раз и являлось освобождение частотного ресурса. Более того, используемая в настоящее время частота, на которой происходит аналоговое вещание телеканала «НИКА», вполне может быть использована для надлежаще подготовленного перехода на цифровое вещание.
Опыт европейских стран показывает, что востребованными оказываются не только региональные, но даже муниципальные, локальные мультиплексы (например, университетских кампусов). Другим, возможно, вынужденным, путем может стать рассматриваемый сейчас вариант частичного включения отдельных региональных программ в состав одной из программ действующего мультиплекса в ограниченном временном отрезке. Этот путь ущербен по своей сути, но, к сожалению, формалистика принятия решений по-прежнему довлеет над структурами, принимающими решения, что в очередной раз преобразует передовое решение в технологический тормоз.
— Помог ли вашему каналу «закон о 21-й кнопке»? Целесообразно ли появление обязательных 22-го и последующих каналов?
— Конечно, обязательное присутствие нашего канала в кабельных сетях Калужской области является серьезным фактором, обеспечивающим доступ к нашим программам для жителей региона. К сожалению, 21-я кнопка пока не реализована в эфирных сетях. Появление других региональных обязательных каналов, несомненно, было бы положительным фактором. Однако мы должны понимать, что бесплатное включение дополнительных каналов в состав кабельных программ является затратным для кабельных операторов, чем не следует злоупотреблять. Оптимальным было бы все-таки реализовать эфирное цифровое вещание в регионах, которые окажутся готовы технологически и организационно.
Интерес зрителей возрастает
— Как организована обратная связь с абонентами вашего канала?
— Мы внимательно изучаем результаты медиа-исследований, вызывающих возрастающий интерес наших зрителей к программам, показывающим события «здесь и сейчас». Региональные новости постоянно привлекают значительную часть аудитории.
По данным ВЦИОМ за 2018 год, 53 % жителей области следят за новостями, просматривая программы нашего канала. Кроме того, постоянно работает обратная связь со зрителями, задающими вопросы, предоставляющими информацию на наш сайт nikatv.ru, отправляющими нам сообщения в «Народный чат».
— Насколько оправданы ожидания смещения зрительского интереса от телевизионных передач в сторону интернета?
— Аудитория интернет-вещания требует особого внимания. Но сразу нужно оговориться, что это не исключающие, а дополняющие друг друга стороны современного медиа-пространства. Ведь в интернете зритель смотрит те же продукты, которые произведены на телевидении. Интернет является при этом дополнительной средой распространения. Кроме этого, данная среда дает уникальные возможности для интерактивного взаимодействия со зрителями, проведения опросов по различным проблемам, что особенно актуально в предвыборные периоды.
В настоящее время «НИКУ» можно смотреть с компьютера, планшета, смартфона через сеть интернет. Онлайн-вещание представлено на сайте телерадиокомпании nikatv.ru. Программы телеканала доступны в любой момент, также на сайте можно посмотреть большую часть оригинального контента в записи. Получившее широкое распространение интернет-телевидение в настоящее время объединяет базы адресов тысяч телеканалов мира, что значительно превышает возможности любых эфирных или спутниковых сетей. Телеканал «НИКА» представлен на сайтах peers.tv, spb.tv, яндекс.тв. Это позволило нашему каналу значительно расширить свою аудиторию. По данным Национальной ассоциации телерадиовещателей, анализирующей рейтинг телеканалов в ОТТ-сервисе, телеканал «НИКА» уже с первых месяцев вошел в топ-список просматриваемых региональных каналов.
— Какова аудитория вашего канала, каков ее основной срез?
— Структура аудитории «НИКА-ТВ» близка к структуре населения региона с некоторым перевесом во взрослую аудиторию 45+.
Согласно ВЦИОМ, 65% нашей аудитории – семейные люди, 56% работают, 34% имеют несовершеннолетних детей. 56% аудитории – это женщины.
— Существует ли у вас кадровая проблема?
— Конечно, высококачественный продукт может создаваться только высокопрофессиональными специалистами. К сожалению, многие телевизионные профессии готовятся за пределами нашей области. Мы стараемся постоянно повышать квалификацию наших сотрудников, что удается во многом благодаря содействию московских коллег с ведущих телеканалов, а также производителей техники.
Зачастую происходит переход сложившихся специалистов, получивших опыт работы, в структуры центральных каналов, имеющих возможность предложить лучшие условия работы. Но мы понимаем неизбежность этого процесса и готовы к нему.
В ногу с прогрессом
— Какие технологические мероприятия по переоснащению проводились на вашем канале и насколько часто необходимо их проводить?
— В последние годы наша компания провела серьезную техническую модернизацию. Сочетание передовых видеосерверных технологий и специализированной технической и эксплуатационной поддержки позволило модернизировать все операции студийных производств и выпуска программ в современный студийный комплекс.
В центр всех процессов приема, производства и воспроизведения студийного контента поставлена современная серверная платформа на базе оборудования фирмы «Роде и Шварц». Одним из современных решений явилось оформление панорамной многоэкранной видеостены с широкими мультимедийными возможностями. В рамках студийного комплекса установлены все критически важные рабочие процессы, что позволяет создавать сложные мультимедийные макеты с использованием большого количества внешних источников сигнала. Такое решение помогает всем сотрудникам «НИКА-ТВ» сосредоточиться на творческих аспектах их роли.
Многие аспекты наших решений явились пионерскими что подтверждает присужденный нам, единственным из региональных компаний в 2019 году, «Национальной ассоциацией телерадиовещателей» специальный приз имени В.К.Зворыкина «За внедрение самых современных технологий на региональном телевидении». Конечно, технический прогресс требует постоянного совершенствования технических основ телевизионного производства, однако после каждого этапа модернизации неизбежно наступает период затишья, когда установленная техника должна принести свою отдачу.
Сигналом, показывающим необходимость дальнейших шагов модернизации, является зрительский интерес. Привыкание к отдельным стереотипам приведет к снижению интереса. Если это происходит по явным технологическим причинам, значит, необходимо совершенствовать технику.
— Может ли региональный канал быть интересным для страны в целом и выйти за рамки своей территориальной принадлежности?
— Наш канал представлен в спутниковой сети «Триколор» и доступен для многих регионов нашей страны. Мы получаем значительный объем отзывов от зрителей за пределами области. Представляется, что региональный канал может и должен быть доступен для других областей. Причем наибольший интерес проявляется жителями соседних регионов (в частности, Центрального федерального округа), которым интересно сравнение процессов, происходящих в сходных условиях. Повторюсь, новый импульс этим процессам может придать переход к цифровому формату эфирного вещания.
Заглянуть за горизонт
— Что вы считаете основным из достижений телеканала «НИКА-ТВ» за последние годы?
— Телеканал «НИКА-ТВ»- Калуга» сегодня – это лицо региона, полностью самостоятельный канал, обеспечивающий 24-часовое вещание с собственным программированием. В 2017 году канал вошел в список обязательных общедоступных телеканалов субъектов РФ «21 кнопка».
Мы осуществили модернизацию всех операций студийных производств и выпуска программ в современный студийный комплекс. Помимо уже сказанного приобретена техника, позволяющая работать в любой точке области и практически в любых обстоятельствах. Произведен ребрендинг, модернизирован сайт nikatv.ru, запущен интернет-портал для детей и родителей klentv.ru. Значительно увеличена доля обратной связи со зрительской аудиторией, в частности, внедрен «Народный чат», позволяющий зрителям поднимать интересные темы.
Контент телеканала обновлен, он актуален и злободневен, интересен широкой зрительской аудитории. В частности, мы запустили «reШалити-шоу». В студии не только обсуждаются насущные проблемы города и региона в целом, но и определяются пути их решения. За всё время программы удалось помочь множеству жителей области — от возврата собаки до восстановления школы в поселке. Новый проект «НИКА-ТВ» – «Один на один с городом». В нашей телестудии в прямом эфире на самые актуальные вопросы калужан отвечает городской голова Калуги Дмитрий Разумовский.
Мы выходим и за пределы телеэкрана. Проводим акции, приуроченные к праздникам. В 2015 году зарегистрировали рекорд России в номинации «Самый продолжительный прямой радиоэфир выездной студии на открытом воздухе – 24 ч «Радио «НИКА-FM». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне запустили специальный проект «Уникальная видеокнига. Послание потомкам», отмеченный благодарностью Общественной палаты ЦФО, где собраны наставления ветеранов будущим поколениям. Диск с записью проекта передан на хранение в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
Ежегодно коллектив телерадиокомпании становится призером и лауреатом различных областных и журналистских конкурсов. Например, ТРК «НИКА» является неоднократным лауреатом конкурса журналистских работ фонда ОНФ «Правда и справедливость». Телерадиокомпания «НИКА» дважды стала победителем конкурса СМИ «Спортивные регионы – спортивная Россия». В 2015 году т «НИКА» — победитель регионального конкурса «Калужский бренд». 2018 год. отмечен наградами всероссийских конкурсов «Тэфи-регион», «Федерация», «Страна», «СМИ против коррупции». Фильм «Байконур. Падение сатаны» вошел в конкурсную программу международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер». Ежегодно наша телерадиокомпания в числе победителей регионального конкурса имени Владислава Кирюхина в области радио- и тележурналистики.
Основными задачами текущей работы являются увеличение аудитории телеканала за счет вещания во всех доступных абонентских средах и повышение рейтинга телеканала до лидирующих показателей в стране.