Появление на городских улицах обновленных троллейбусов многими калужанами воспринимается как появление новых — настолько разительно они отличаются от тех, что пока дожидаются своей очереди на ремонт и реконструкцию. О том, как продлевают срок службы дорогостоящих машин, корреспонденты «Калужской недели» узнали в троллейбусном депо МУП ГЭТ «УКТ» г.Калуги.
Сегодня калужское троллейбусное депо — это 105 пассажирских и три учебных троллейбуса, капитально-восстановительным ремонтом которых занимается 75 специалистов.
— Считайте сами: средний амортизационный срок службы троллейбуса — 7 лет. Последняя поставка новых машин у нас была в 2013 году, когда мы получили 34 белорусских низкопольных троллейбуса. Основной состав нашего троллейбусного парка без капитально-восстановительного ремонта никак не проживет, да и новые троллейбусы уже через 3-4 года будут нуждаться в замене тех или иных элементов. Понятно, что в плане эксплуатации и ремонта нам проще работать с унифицированной техникой, когда есть возможность взаимозаменяемости некоторых элементов и целых узлов. Но поскольку мы поставлены в иные условия — эксплуатируем троллейбусы разных заводов-изготовителей и даже разные модификации одной марки — приходится проявлять творческий подход. По части механики наша производственная база позволяет делать все то же самое, что делает завод-изготовитель запасных частей, с качеством, не уступающим заводскому, а экономия получается значительная. Но выигрываем мы не только в финансах, а что не менее важно — и во времени: заключить договор на поставку детали, которая нужна порой в единственном экземпляре порой вообще нереально. Кроме того, завод работает на продажу, а мы работаем на себя — это обстоятельство влияет на качество, согласитесь, — рассказывает начальник троллейбусного депо Александр Уманский.
Начальник депо показывает производственно-ремонтную базу: цех профилактического осмотра, где троллейбусы проходят ежедневный осмотр, мелкий ремонт и ТО-1, а также цех плановых ремонтов, в котором троллейбусы проходят ТО-2, плановый и капитальный ремонты. Тут же располагаются кузовной и механический цеха, электроцех, участки покраски и наладки троллейбусов после ремонта.
В процессе капитально-восстановительного ремонта при необходимости троллейбус разбирается практически до нуля. Пригодные к использованию узлы и агрегаты ремонтируются и восстанавливаются, непригодные — заменяются новыми. Рама кузова у старых машин сильно изнашивается, поэтому она фактически собирается заново из новых элементов. На каркас крепятся при помощи электросварки листы обшивки, вставляются стекла. Нуждается в обновлении и салон — поручни, элементы внутренней обшивки, полы. В депо есть даже специальный цех по замене обшивки пассажирских сидений — внешне такие сиденья не отличимы от «родных».
Все элементы рамы кузова подвергаются антикоррозионной обработке с последующей шпаклевкой и покраской, происходит нанесение бортовой рекламы. Причем, от бортовой рекламы на боковых пассажирских стеклах решено было отказаться — по пожеланиям горожан.
И вот старый по паспорту «борт», как называют троллейбус ремонтники, готов к выходу на маршрут.
Новое «содержание» диктует и новые формы в эксплуатации троллейбуса — пребывание пассажиров в салоне стараются сделать более комфортным. Например, с июля в салонах восстановили не работавшую долгое время информационную систему оповещения. Табло-информаторы позволяют сообщать пассажирам о маршруте движения, остановочных пунктах и различную социально-значимую информацию. Кроме того, продолжается работа по оборудованию салонов системами видеонаблюдения для записи происходящего в салоне и безопасности пассажиров. На сегодняшний день камерами видеонаблюдения уже оснащен 51троллейбус.
Специалисты троллейбусного депо планируют «дать вторую жизнь» и своему талисману — старенькому ЗиУ-5, выпущенному в 60-х годах 20 века. Есть задумка полностью его восстановить и поставить на один из маршрутов в качестве экскурсионного. Энтузиастам под началом Александра Уманского это вполне по силам.
С начала 2017 года в МУП ГЭТ «УКТ» г.Калугиобновлено 33 троллейбуса.
Ольга Коновалова
Фото С.Гришунова