В музее изобразительных искусств проходит выставка «Мы – абрамцевцы»
Ее участники – Евгений Столяров и представители тарусской творческой династии Пилипенко. В разное время они окончили Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В. М. Васнецова.
«Здесь русский дух!»
– Это замечательное училище закладывает в творчество художников исконно русские мотивы, традиции, – считает директор музея Наталья Марченко. – Прекрасно, что его выпускники живут и работают на Калужской земле.
Евгений Столяров рассказал об истории абрамцевских художественно-столярных мастерских. Их душой была Елена Дмитриевна Поленова, которая придерживалась народнических взглядов и искала возможность поддержать крестьян. В мастерских обучались резьбе по дереву крестьянские дети, и впоследствии это ремесло становилось для них источником неплохого заработка. Производство развивалось, эскизы для него делали профессиональные художники. Работы пользовались спросом, в том числе и за рубежом. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже абрамцевцы получили золотую медаль.
Сегодня абрамцевский колледж является филиалом Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
– Мне повезло, я учился в то время, когда училище было на пике, – в 1970–1974 годах, – вспоминает Евгений Столяров. – Училище было всесоюзным, сюда поступали ребята из разных регионов страны. Жизнь была интересной. У нас проходили праздничные концерты, прекрасные новогодние вечера, к нам приглашали ведущих деятелей искусств. Приезжал Театр на Таганке, выступал Булат Окуджава и другие известные исполнители. Была отличная библиотека, спортзал, киностудия, музей. Когда подходил период дипломных работ, студентам заказывали то, что требовалось для училища: светильники, мебель, малые архитектурные формы.
У Евгения Петровича множество историй о студенческих годах в Абрамцево. Молодые художники – смелые, дерзкие, остроумные – жили, что называется, на полную катушку, не лезли за словом в карман. И все же на первом месте у них было творчество.
Особый взгляд на мир
Выставка «Мы – абрамцевцы» небольшая, но невероятно красочная и разнообразная по техникам и жанрам: живопись и скульптура, декоративно-прикладное искусство и иконопись, горячая эмаль и батик.
Евгений Столяров в своем творчестве следует за природой, но не копирует ее. В анималистических скульптурах ему удается показать обобщенную идею, характер того или иного животного: мощь и упрямство носорога, опасную грацию леопарда. Некоторые произведения автор представил в виде фотоматериалов, в том числе фрагменты иконостаса Троицкого кафедрального собора Калуги, в работе над которым участвовал.
Скульптуры Сергея Пилипенко могут играть и декоративную, и утилитарную роль миниатюрных комодов, шкатулок, ящичков для соли и специй. При этом каждая вещь словно рассказывает зрителю какую-то историю или сказку. Есть в них что-то и от детских игрушек. Маленькая гостья выставки не могла отвести взгляд от «Дыхания весны»: из-за клумбы с цветущими тюльпанами выглядывает рыжая полосатая кошка. Девочке явно хотелось с ней поиграть.
Воздушные, гармонично яркие работы Виктории Пилипенко в технике батик словно переносят зрителя в какой-то удивительный мир, добрый и радостный.
Каждый из супругов Пилипенко работает в собственной технике, но невозможно не обратить внимание на сходство цветовой гаммы как проявление духовной близости и общих взглядов на мир и на то прекрасное в нем, что хочется выразить в своем творчестве.
Художник в третьем поколении
– У нас в семье отношение к творчеству достаточно свободное, – говорит Михаил Пилипенко. – Бывает, что каждому следующему поколению приходится «преодолевать» предыдущее, но у нас это не так. Доказывать никому ничего не надо, каждый волен идти своим путем.
Как и родители, Михаил окончил абрамцевское училище, отделение художественной обработки металла.
– Я не собирался становиться художником, в школе любил историю, естественные науки. Конечно, учился рисовать, посещал студию, – рассказывает он. – В девятом классе отец предложил мне попробовать поступить в абрамцевское училище, и я согласился. Поступил и в первые же месяцы учебы понял, что это мое призвание.
На выставке можно увидеть эмали и живописные работы Михаила Пилипенко. Эмальерная техника подходит для создания утилитарных предметов, но художнику интересны прежде всего ее живописные возможности.
В представленной серии живописных работ автор отходит от реалистичности, отказывается от лишних деталей, стремится выразить свою идею как можно точнее. Художник говорит о своем интересе к библейской истории, но эти работы не прямая иллюстрация, а некое выражение ее сути в обыденных вещах.
– Вот пейзаж Тарусы, очень сильно «вычищенный». На ветвях дерева – снегири. В христианской традиции птица – образ души. Плод граната может быть символом и запретного плода, и Христа. Работа «Отражение» связана с мотивами Апокалипсиса. А «Чайники» – это шутка: человек – некий сосуд, но вообще-то все мы по жизни «чайники» (смеется). Эти работы имеют двойное или тройное «дно». Я пишу таких очень мало – одну или две в год.
Супруга Михаила, Антонина Пилипенко, – профессиональный иконописец и мама трех дочерей. Только она из представленной плеяды художников училась не в Абрамцево. Ее творческой школой стали Ярославское художественное училище и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Выставка продлится до 11 декабря.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Антона Забродского