Русский богатырь с душой ребёнка

Десять лет назад ушёл из жизни заслуженный художник России Павел Рыженко

В селе Дворцы, во Владимирском скиту монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь находится последнее масштабное произведение живописца – диорама «Великое стояние на реке Угре». В день памяти Павла Рыженко, 16 июля, здесь собрались родные и друзья, художники студии Грекова, искусствоведы, архитекторы, историки и поклонники его творчества.

Мальчик и кисточка

Павел Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге в семье военнослужащих. При рождении получил травму, у младенца не действовала правая рука. Как только малыш научился сидеть, мама стала вкладывать в его больную руку карандаш, чтобы он, рисуя, разрабатывал и тренировал ее. К трем годам рука уже действовала нормально, а карандаш и кисть остались в ней на всю жизнь. В мемориальном зале Владимирского скита можно увидеть ранние работы будущего мастера.

Поэт, краевед, фотограф Сергей Коробцов рассказал о своем открытии. Недавно, разбирая архив известного калужского фотохудожника Леонида Чиркова, он обнаружил фото мальчика, который сидит у Дома-музея К. Э. Циолковского и рисует кисточкой в альбоме ракету. Черты его показались Сергею Дмитриевичу знакомыми, и действительно – на фото не кто иной, как Павлик Рыженко. Мама художника Любовь Андреевна смогла точно назвать год, когда было сделано фото, – 1977-й. Павлу семь лет, он собирается в первый класс.

Истинный «суриковец»

Павел Рыженко учился в 13-й, затем в 28-й средней школе, которая сейчас носит его имя, посещал художественную школу. Заметив необыкновенный талант ученика, педагоги посоветовали ехать в столицу, и в 12-летнем возрасте Павел поступил в МСХШ при Суриковском институте. После службы в армии он продолжил обучение в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В 2007 году Павел Рыженко пришел в Студию военных художников им. М. Б. Грекова, где в полной мере проявился его талант исторического живописца.

Скульптурный портрет художника, который находится в мемориальном зале Павла Рыженко во Владимирском скиту, создан «грековцем» Максимом Малашенко, лично знавшим его. Рассказывают, что скульптору был интересен типаж богатыря Ильи Муромца и Павел полностью ему соответствовал. «Богатырь с душой ребенка» – так часто называют его те, кому посчастливилось с ним общаться. В студии Грекова Павла любили за доброту и искренность, преданность делу и невероятную работоспособность.

– Рыженко работал с непостижимой скоростью. Процесс изменения, исправления, совершенствования шел постоянно, – вспоминает народный художник России, действительный член Академии художеств Николай Коротков. – Если он видел, что работу можно улучшить, мог переписать почти готовое произведение. Обучаясь в академии И. С. Глазунова, с ее приверженностью эстетике XIX века, он оставался истинным «суриковцем». Любил писать с натуры, работал активно, мощно, в его картинах никогда не было слащавости, «зализанности».

Эпические полотна

Художник создал шесть диорам, две из них находятся в нашей области. В мемориальном зале хранится первый набросок диорамы «Великое стояние на реке Угре», сделанный в 2013 году, – крупные, энергичные, стремительные штрихи отражают характер автора.

– Был период, когда диорамы не писали, но с появлением Павла их время вновь пришло, – говорит Николай Коротков. – Он как будто родился для того, чтобы писать диорамы, где требуется именно такой подход – полнокровный реализм, полный цвета и пространства. Самое главное – живописная часть, а предметный план подобен двери, через которую зритель входит в эту реальность и погружается в нее.

Обычным приветствием Павла были слова «Слава России!» Свою миссию художник видел в том, чтобы пробудить генетическую память русского народа-победителя. Подвиги наших славных предков оживают на его масштабных полотнах. Их сравнивают с былинами и эпосами, которые нужно «читать», вглядываться в образы, разгадывать символы.

– Связь между прошлым, настоящим и будущим он ощущал очень тонко, – говорит директор Объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов. – Художник не просто рассказывает нам о событиях прошлого, но заставляет им сопереживать. Меня всегда поражало огромное количество деталей в его работах. Я видел диораму «Великое стояние на Угре» сотни раз, и всегда, в том числе и сегодня, открывал для себя что-то новое.

Связь времен

Диораму, произведение высочайшего класса, Павел Рыженко создал за фантастически короткий срок. Те, кто видел его за работой, рассказывают, что кисть летала по полотну, как будто композиция уже давно сложилась в его голове, и оставалось только воспроизвести ее на холсте.

Профессор МАРХИ Наталия Рочегова принимала участие в создании здания диорамы вместе с супругом и дочерью – архитекторами Олегом и Полиной Гридасовыми. Она уверена, что Павел Рыженко – суперсовременный художник. Анахронизмы в его работах – не ошибки, а сознательно выстроенный ассоциативный ряд, который считывают зрители. У специалистов есть для этого особый термин – «коллажность».

Зрители, рассматривая диораму, словно путешествуют во времени. Раннее утро октября 1480 года, стан русских воинов на левом берегу реки Угры.

В воздухе разлит запах опавшей листвы, звучат песнопения монахов, удары колокола, цоканье лошадиных копыт. Вдали виднеются шатры вой-ска Золотой Орды, движется крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, монах склоняется над раненым бойцом. Девочка несет еду пленным ордынцам – символ русской незлобивости, милосердия к поверженному врагу. Есть здесь и автопортрет художника в образе воина с перевязанной головой.

В первоначальном макете диорамы не было свежей могилы для погибшего на поле брани русского бойца, художник написал ее позже. Когда-то на Афоне он получил предсказание, что умрет как воин с оружием в руках, и годы спустя встретил свой последний час, работая над портретом Андрея Рублева. В руках его была кисть – оружие, которым он сражался за правдивую память о важнейших исторических событиях России.

Выставке – быть!

Павел Рыженко продолжает общаться с нами через свои полотна, но подлинников художника, доступных для широкой публики, не так много.

Тем не менее для всех поклонников творчества мастера есть прекрасная новость – в сентябре в Калуге планируется провести выставку произведений Павла Рыженко. Работы из своих коллекций представят Студия военных художников им. М. Б. Грекова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова, Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Будут на выставке и произведения из частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото из архива семьи Рыженко