Гостиные ряды настолько привычны для калужан, настолько цельные в своей ритмичности, что кажется, будто такими они были всегда, с момента их задумки.
И, конечно, в этом открыточном здании трудно предположить долгострой, который за свою многолетнюю историю претерпел значительные изменения.
Приглашаем совершить путешествие во времени и пространстве по интересным уголкам города.
Наш гид, главный архитектор Калуги, убежден, что если не упускать из виду детали, то можно в привычном обнаружить что-то новое и интересное. Впрочем, все, о чем вы прочитаете, можно увидеть собственными глазами, прогулявшись по городу, который продолжает удивлять и вдохновлять.
На прежнем месте
Гостиные ряды расположены на месте, где испокон веков шла торговля. От реки Оки, с пристани, вела дорога – улица Воробьевка. По ней круглый год пешком, на санях и телегах поднимались купцы (или, как их называли, «гости») с различными товарами. Площадь для купли-продажи представляла собой деревянные «шалаши и рундуки», вытянутые рядами-коридорами с севера на юг. Лавки эти принадлежали купцам и были сгруппированы в ряды: хлебный, масляный, яблочный, рыбный, мясной, квасной, чулочный, железный, горшечный, серебряный, меховой, кожевенный и т. д.
Когда Калуга стала центром наместничества, началась застройка города по регулярному плану. Первый калужский архитектор Петр Никитин определил, что каменный Гостиный двор должен оставаться на традиционном месте – неподалеку от водного торгового пути.
С конца XVIII века торговые ряды в России были в числе самых значимых архитектурных сооружений и важными элементами городской инфраструктуры. Не просто крупные торговые центры, объединяющие магазины и мастерские ремесленников, – это были центры городской жизни и социального взаимодействия. Комплексы зданий, соединенные в единое пространство, воздвигались в центре города, на главных улицах. Обычно они были двухэтажные, с большим количеством окон и аркад. Архитектура исторических «торговых комплексов» в провинциальных городах страны отличалась разнообразием при единстве общей типологии и планировочных подходов.
Во многих губернских городах есть Гостиные ряды, однако ни в одном из них они не имеют такого восхитительного архитектурного облика. Это уникальный объект. До сих пор неизвестно, каким его задумывали, первый проект не сохранился. Об этом мы можем только догадываться, восхищаясь сегодня результатом работы нескольких архитекторов, общественных деятелей, купцов и губернаторов.
Заслуга последователей Никитина – архитекторов Ясныгина и Соколова – в том, что, несмотря на сорокалетние работы по строительству, весь ансамбль решен в едином стиле.
Итак, в 1788 году была создана компания, объединившая 11 самых состоятельных калужских купцов во главе с Макаром Черновым. На их объединенный капитал стало возможным построить ансамбль по единому плану, процесс растянулся до 1822 года, когда был построен последний корпус. Стройка заняла без малого 40 лет. Чертежи губернского землемера
Т. Богомазова показывают, что до 1811 года внутри торгового квартала сохранилось большое количество старых лавок, а значит, первые корпуса были построены на свободных от лавок участках, без их сноса. Сооружение началось с южных корпусов, выходящих на площадь. Первым за четыре года (с 1784 до 1788) построили здание, в котором теперь располагается МФЦ. Затем, в 1789 году, пришла очередь северных.
Первые корпуса четко ограничили пятно застройки с двух сторон. Таким образом, городской квартал № 80, предназначенный для единого торгового комплекса, был определен.
В 1797 году от купцов поступило предложение по оставшимся корпусам: «выстроить семь с уменьшением ширины оных двумя аршинами, сообразно местной удобности и выгодам торговли». Вызвано оно было недостаточной для подвоза товаров шириной проездов между корпусами и желанием удешевить строительство. Однако внесение изменений в проект требовало одобрения в столице, и строительство было приостановлено до его получения, которое произошло только в 1811 году.
Закончил строительство архитектор Н. Соколов в 1823 году.
Красота и удобство
Итак, многофункциональный комплекс, приспособленный прежде всего под торговлю, но торговлей не ограничивающийся, был построен в результате непростых отношений городской власти и местных купцов.
Планировочная структура ансамбля технологически удобна. Вдоль главной городской улицы Никитской (ул. Ленина) расположены торцевые фасады десяти корпусов, которые по первоначальному замыслу перекрывались воротами. Фронт, выходящий на Старый Торг, составляют два южных корпуса с колоннадами и проходящими галереями. Эти галереи играли важную роль: там были входы в лавки, изолированные одна от другой. Таких лавок в каждом корпусе было восемь, они имели свой подвал с входом с площади. Над лавками имелся еще этаж. До 1972 года эти корпуса сохраняли все этажи, однако двери в лавки со стороны галереи были заделаны и на их местах устроены громадные оконные проемы.
Северные корпуса (ныне ул. Карпова) построены аналогично южным – с такой же галереей и эстакадой для разгрузки товаров, тоже имеют по восемь лавок, подвалов и чердаков. Но здесь по-другому решены ворота, отведены помещения под охрану, в одной из ниш была оборудована часовня.
Столь долгую стройку, растянувшуюся на несколько десятилетий, историки объясняют рядом причин: консерватизм и несговорчивость местных купцов, пик каменного строительства в городе в то время; сложный рельеф, вынуждавший вести строительство единого торгового комплекса сериями, отдельными блоками.
Так, к середине XIX века народный объект был достроен. И если какие-то элементы в нем и не были синхронизированы, постепенно он все же стал напоминать единый организм – стройный и законченный, отличающийся ярким архитектурным своеобразием.
Часть помещений построенного Гостиного двора отошла городскому обществу и стала использоваться для общественных нужд или сдаваться внаём. Другая часть была во владении купцов и периодически переходила из рук в руки. В разное время в Гостином дворе держали торговые лавки такие купеческие фамилии, как Антипины, Фалеевы, Макаровы, Билибины, Теренины, Чистоклетовы, Мешковы.
За постройкой – перестройка
За более чем двухвековое существование Гостиный двор неоднократно подвергался переделкам. К концу XIX века строение изрядно обветшало, а владельцы корпусов начали вносить в их архитектуру свои изменения. Так, в восточных корпусах увеличили оконные проемы; в третьем восточном корпусе сбили центральную колонну и вместо неё пробили дверь. В 1904 и 1905 годах две колонны в северо-западном углу одного из корпусов дали трещину и были разобраны купцом Блистановым. В 1926 году обвалились соседние четыре колонны, остатки которых разобрал городской коммунальный отдел.
После революции торговые лавки и магазины были экспроприированы у бывших хозяев, в 20-х годах магазины отдали под госторговлю и потребкооперацию, отдельные корпуса заняли госучреждения. Территория внутри Гостиного двора использовалась как торговая и называлась «Площадь трудовой ценности».
В 1935 году перед Южными воротами построили трибуну для митингов и демонстраций. Трибуны разобрали лишь в 1972 году при начале реконструкции южных корпусов под торговлю (в этих корпусах были общежития).
В октябре 1941 года почти все корпуса (кроме № 14, 1, 10 и 11) пострадали от пожара. Корпуса № 12 и 13 еще перед войной были поставлены на капитальный ремонт и стояли в руинах до 1969 года, когда началось их восстановление. В 1950 году в корпусе № 5 для нужд микрорайона устроили котельную.
После войны памятники истории и культуры в руинированном виде обмерялись и впоследствии были разобраны. Так, корпус № 13 (где позже располагался магазин «Книги») был заново отстроен после пожара и восстановлен под торговлю.
После 70-х годов помещения в Гостиных рядах занимали фабрика бытового обслуживания, отдел облстатуправления, ортопедическое предприятие, промкомбинат военторга, управление «Облшвейбыта», управление спортивных лотерей, детская областная библиотека, курсы повышения квалификации областного управления культуры, областной комитет защиты мира – более 30 арендаторов.
К началу 1970-х все корпуса капитально отремонтировали, перекрытия заменили на железобетонные. При восстановлении корпусов зачастую использовалась лишь коробка здания, а новые перекрытия устраивались с пробивкой оконных проемов.
Последняя реставрация проведена в 2014 и 2015 годах. Благодаря ей удивительный памятник архитектуры мы видим сегодня во всей красе.
Гостиный двор состоит из 14 корпусов, хотя изначально планировалось 20: 5 блоков по 4 корпуса. В основе городского квартала № 80 неправильный четырехугольник: северная и южная части длиной по 90 метров, а вот восточная часть, по улице Ленина, на несколько метров длиннее, чем по Гостинорядскому переулку, – 174 метра против 167.
Южные корпуса – самые старые по датировке и самые изящные по декору – стоят на полуподвальном этаже. По фасаду каждый из них украшен аркадой из девяти массивных колонн, поставленных на кубические основания и с выведенной по фасаду стрелой над каждой колонной. На колонны опираются арки, создающие восемь пролётов. Над галереей – карниз здания, на котором расположен парапет в виде тяжёлой решётки с четырьмя пролётами над каждой аркой, ограниченной тумбами, разместившимися над колоннами и увенчанными готическими башенками.
В центре парапетов – белокаменная пирамидка. Аттик над аркой южных ворот напоминает стрельчатое окно в готических зданиях. Боковые входы в галерею образуют стрельчатую равностороннюю арку. Каждый пролёт галереи был рассчитан на один магазин с одной дверью и одним окном по фасаду.
Архитектура северных ворот — это стремление соединить несоединимое. Бочко-образные колонны — атрибут русской архитектуры Петровской эпохи. Подобные кубышки мы можем видеть на балконе-крыльце Палат Коробовых и на фасаде церкви Покрова на рву. Ультрастрельчатые арки — готический элемент. Четырехлистник, который мы называем калужницей, можно встретить в декоре, например, Кельнского собора. Навершия напоминают бойницы Кутафьей башни Московского Кремля — эдакий отсыл к столичности. Ассоциативно калужские Гостиные ряды схожи с дворцом в Царицыно, который строил ученик П. Никитина М. Казаков. А пропорциями стрельчатых арок, характерных для готики, напоминают венецианский Дворец дожей. Русская архитектура тем и хороша, что она, много и охотно впитывая, рождает собственный органичный стиль — русскую неоготику. В итоге в центре старинного русского города мы видим абсолютно венецианскую историю в красно-белой гамме, приправленную узорочьем. Так в соединении несоединимого родилось русское архитектурное чудо.
В 1970-х годах реставрационная мастерская подтвердила, что памятник за свою историю несколько раз менял окраску. Исследования под руководством Николая Николаевича Померанцева доказали, что первоначальный цвет фасадов – темно-вишневый, красный. Материальные остатки зондажной штукатурки первого корпуса (дом 126 на улице Ленина), выходящего на пл. Старый Торг, были именно такого цвета. Выполненный проект окраски всех корпусов Гостиного двора в 1970-х годах был утвержден на городском архитектурном совете горисполкома под руководством главного архитектора Перминова. С тех пор корпуса при реставрации красят только темно-красной краской.
Интересно, что основной декор сделан на внешних сторонах фасадов, украшения со двора можно увидеть разве что «на ранних», северных корпусах. Внутренний двор – без лишних деталей, он утилитарен.
На внутренней площади двора хорошо заметен рельеф. Территория Гостиного двора поднята на высоту до трех метров за счет строительного мусора, оставшегося после пожара 1941 года, и культурных наслоений. В отдельных корпусах полностью зарыт первый этаж (с улицы Карпова) или зарыт наполовину (со стороны Старого Торга). В 1976 году во время возведения здания обкома КПСС площадь Старый Торг была приподнята завезённым грунтом, из-за чего полуподвальный этаж двух южных корпусов Гостиного двора «ушёл под землю».
Записала Ольга КОНОВАЛОВА, фото Антона Забродского
Благодарим Государственный архив документов новейшей истории Калужской области за помощь в подготовке материала.