С юмором о любви

В калужской драме показали последний премьерный спектакль уходящего сезона

На подмостках сыграли нестареющую классику –  «Школу жён» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Поставил комедию режиссёр из Санкт-Петербурга Дмитрий Павлов, он же выступил как художник-постановщик и автор музыкального оформления.

Ещё со школьной скамьи отношения с Мольером у меня были сложными. Хотя, наверное, далеко не каждого восьмиклассника приводит в восторг «Мещанин во дворянстве», заботливо помещённый в учебник литературы. Однако после просмотра «Школы жён» в постановке Дмитрия Павлова с французским драматургом было заключено перемирие. Несмотря на то что пьесе более 360 лет, режиссёру удалось, не прибегая к приёмам «осовременивания», показать, насколько Мольер может быть актуален.

К спектаклю я долго и внимательно присматривалась с тем выражением, какое бывает у браконьера, заприметившего краснокнижную дичь. И добыча того стоила. Произведение точно и с глубоким психологизмом раскрывает вечные проблемы брака, семьи, межличностных взаимоотношений. И в самом деле, стоит ли пожилому богачу непременно жениться на бедной дурочке в надежде, что она будет благодарна и не изменит ему? Нужно ли простой девушке добровольно идти в золотую клетку или лучше побороться за счастье с влюблённым в неё красавцем? На все вопросы даёт ответ действие, разворачивающееся на сцене.

Герои и образы

В центре сюжета богатый и немолодой господин Арнольф, иначе называемый господином де ла Суш (Валерий Смородин). Мужчина решил, наконец, жениться, вдоволь нагулявшись в молодости. Больше всего он боится стать рогоносцем, поэтому берет девушку Агнесу (Екатерина Буреничева, Евгения Сергеева) из бедной семьи, которая воспитывалась в строгих и благочестивых порядках, всячески опекает её, верит, что она непорочна, наивна и простодушна, не наделена большим умом. Дело плавно идёт к свадьбе. Но «тут вечер перестает быть томным!» – Арнольф узнает, что сын его старинного друга, молодой человек Орас (Алексей Чепелев), флиртует с избранницей, а та смеет отвечать ему взаимностью.

Валерий Смородин в образе Арнольфа прекрасно передал боль и ненависть мужчины, страдающего от неразделённой любви. Расчётливый богач остаётся у разбитого корыта.

Кульминацией его страданий становится решение связать и заточить Агнесу в монастырь, руководствуясь мыслью «Отказала мне? Не доставайся же ты никому!» Но судьба оказывается на стороне молодых влюблённых, а бедняге Арнольфу ничего не остаётся кроме печальных объятий с осликом. Герой, который, наверное, должен вызывать праведный гнев, вызывает больше сочувствие и сожаление.

Агнеса в исполнении Евгении Сергеевой получилась просто прелесть что за дурочка, а не фу, какая дура! Сначала очаровательная, но слегка «замороженная» и равнодушная ко всему, после знакомства с Орасом и влюбившись – разительно меняется. В первом действии мы видим в Агнесе милую глупышку, забавную и бесхитростную. К концу спектакля от простушки не остаётся следа. Перед нами уже рассудительная, сильная девушка, не боящаяся сказать решительное «нет» и сама выбирающая свою судьбу. Её сердце готово вместить настоящее большое чувство и разделить жизнь с возлюбленным. В цепких руках Арнольфа героиня, скорее всего, так и осталась бы безвольной куколкой.

Несколько слов об Орасе. У Алексея Чепелева он получился живым, непосредственным и отчаянно влюбленным, до сумасшествия. Но временами его экспрессия немного пугала. Думаю, игру актёра можно сравнить с шумным ураганом невероятной силы, сносящим всё на своём пути. Куража и кипящей жизни в получившемся Орасе хоть отбавляй. Быть может, именно эта юношеская пылкость и подкупила Агнесу, пресыщенную скучными и монотонными ухаживаниями Арнольфа.

На ускорение

Лучшими ролями второго плана я бы назвала Алена (Вячеслав Соколов) и Жоржетту (Елизавета Лапина, Анна Сорокина),  крестьян и слуг Арнольфа. Всё-таки многовековой возраст комедии даёт о себе знать, и типичное для старых произведений классицизма неторопливое развитие действия современному зрителю, привыкшему к быстрому потоку информации, воспринимать сложно. Необходимую динамику и темп постановке как раз придают Ален и Жоржетта. Эти два весёлых героя своими комичными выходками снижают градус напряжения, нарастающего между главными героями, и сдабривают сюжет юмором. Особо на развитие действия они не влияют, но их присутствие облегчает восприятие и добавляет постановке огонька.

Во всём гармония

Визуально постановка соответствует Мольеровскому тексту, то есть решена с большим изяществом, придавая литературному бриллианту достойную сценическую оправу. Неброские, лаконичные, без излишеств  костюмы героев, над которыми потрудилась Вера Агошкина, сделаны в одном стиле и создают атмосферу старой Франции. Это же настроение поддерживает лёгкая, ненавязчивая инструментальная музыка. Звучание аккордеона также напоминает нам о родине автора пьесы.

Декорации просты и условны: серая стена, изменяющаяся под разные локации в зависимости от вращения движущейся части сцены, рассыпанное сено, выразительный цветок в горшке, стебли которого, переплетаясь, образуют подобие оленьих рогов, фигурка осла, с которой периодически взаимодействуют герои, намекая, кто именно из них походит на это животное.

Мольер считал, что заставить порядочных людей смеяться – дело нелегкое. С тех пор ничего не изменилось. Порядочным нужен тонкий юмор. «Школа жен» в калужском исполнении с этой задачей справилась.

 

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото из соцсетей Калужского областного драматического театра

Новости партнеров