В областном драматическом театре все каникулы будет идти «Щелкунчик»
Старую историю на новый лад поставили режиссер из Тулы Вениамин Найман и художник Ирина Блохина.
Феномен «Щелкунчика»
Почему же произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана, написанное больше 200 лет назад, стало одним из символов Рождества и Нового года? Почему и в наши дни дети и взрослые стремятся увидеть «Щелкунчика», будь то балет, музыкальный спектакль или драматическая постановка?
Многие удивлялись, читая о ценах на билеты в Большом и о том, что москвичи готовы ехать смотреть «Щелкунчика» в Санкт-Петербург, потому что в Мариинском «дешевле и не хуже». Попала в федеральные новости и Калуга: в первый день продажи билетов на «Щелкунчика» собралась большая очередь. Директор театра Александр Кривовичев отметил, что высокий интерес к театру означает, что люди ценят искусство и это может только радовать.
Сказка «Щелкунчик» содержит в себе буквально все теплое, доброе и романтичное, с чем ассоциируется новогодний праздник, но есть в этой истории и тайна, и ужас, и борьба добра со злом с обязательной победой добра, и сатира. Текст Гофмана непростой и, пожалуй, не вполне детский. Автор, создающий произведение «по мотивам», может уйти от первоисточника довольно далеко.
«Сдобные бриоши» и парящие ангелы
С тех пор как Чайковский написал свой знаменитый балет, «Щелкунчик» немыслим без его музыки. «Танец феи Драже», «Танец пастушков» или «Вальс цветов» сами собой всплывают в памяти. Петр Ильич был не очень доволен либретто и самой постановкой, выглядевшей, по его словам, «аляповато и безвкусно». Другой критик упоминает балетных артисток, которые «были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова».
Посмотрев калужскую постановку, можно сказать, что она создана вполне в духе традиции. Яркие декорации и костюмы, роскошные спецэффекты и видеопроекции – тут и уютная детская, и улочка европейского городка в сумерках, и новогодняя елка с огромной лучистой звездой, и парящие ангелы, которые из задних рядов партера кажутся живыми (художник по свету – Никита Смолов). Условные «бриоши» тоже имеются – дутые костюмы для короля и королевы Сладостей и их свиты заказали в самом Екатеринбурге.
Но разве детский спектакль обязательно должен быть ярким и громким? Он может быть каким угодно, если воспитывает вкус, доносит до юных зрителей важные смыслы и культурные коды, ненавязчиво воспитывает. Но это гораздо сложнее, чем показать яркую картинку.
Чайковский и любовь
Калужский «Щелкунчик» обозначен в афише как «музыкальная сказка для детей и взрослых». Музыка Чайковского в нем действительно присутствует, но насладиться ею в полной мере зрителю не дают. В любой момент ее могут оборвать жесткие современные ритмы, и персонажи, только что изящно порхавшие по сцене, начинают «зажигать», как на дискотеке. В первый раз это смотрится забавно, потом начинает раздражать.
А как же сказочная история о самоотверженной любви и победе добра над злом? Вениамин Найман, как автор инсценировки, предлагает собственную версию, лишь отдаленно напоминающую гофмановский сюжет. Роль главной героини, девочки Мари, искренне и с полной самоотдачей играет Евгения Бессонова (в другом составе – Екатерина Буреничева). Щелкунчик (эту роль исполняют Дмитрий Трифонов и Вячеслав Соколов) – обаятельный, но отнюдь не бесстрашный герой. Когда Мышиный король (Сергей Путинцев, Алексей Чепелев) с интонациями хулигана «на раёне» шантажирует Мари, он лишь тихонько выглядывает из шкафа. Позже Щелкунчик честно признается, что толковым учеником чародея Дроссельмейера он не стал. Единственное, чему он научился, – это щелкать орехи. Но даже этот ценный навык ему не пригождается: чудо с волшебным орехом Кракатук происходит на сцене как-то само собой. Взрослые женщины могут только посочувствовать Мари.
Было два мира, остался один
Режиссер использует в постановке элементы театра кукол: многих персонажей играют не только живые актеры, но и их кукольные альтер-эго. Возможно, детям, незнакомым с сюжетом сказки, это помогает разобраться, кто есть кто, отличить реальный мир, в котором живет девочка Мари, от мира ее фантазий. Этому же, наверное, служат и невнятно-картавая речь папы (Ярослав Орляченко, в другом составе – Дмитрий Денисов), и уже упомянутые дутые костюмы. В какой-то момент куклы становятся лишь реквизитом, ведь на первом плане – именно артисты, создающие яркие, запоминающиеся образы своих неоднозначных героев.
У Гофмана сказочная страна продолжает существовать параллельно с реальным миром, но ее красоту и чудеса можно увидеть, «если только у тебя есть глаза», а Мари и бывший Щелкунчик, молодой Дроссельмейер, правят в ней и поныне. Вениамин Найман обошелся с волшебством довольно жестко и радикально: после того как Мари расколдовала Щелкунчика, оно исчезает навсегда. И это печально.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА,
фото Виктора Кропоткина