О том, как работает механизм финансирования проектов местных инициатив, рассказывает начальник управления по работе с населением на территориях Павел Харламенков
Инициативное бюджетирование – практика, когда жители сами решают, на что потратить часть бюджетных денег: на детскую площадку, ремонт дороги, спортивную площадку или освещение улицы. Главный плюс – люди не просто видят реальный результат своих усилий, они сами – главный двигатель создания комфортной городской среды.
– Павел Иванович, практика инициативного бюджетирования реализуется в Калуге уже шесть лет.
– Горожан волнует состояние дворовой территории. То, что они ежедневно видят из окна собственного дома, далеко от идеала – старый асфальт, отсутствие детской площадки, необходимость расширения автомобильной парковки. Популярностью пользуются новые спортивные площадки. Если говорить о сельских территориях, здесь жители стремятся к созданию новых точек притяжения, общественных пространств, чтобы собираться вместе.
– Где люди охотнее участвуют в инициативном бюджетировании?
– Здесь разная специфика, связанная с особенностями данной программы. В многоквартирных домах вопрос финансирования решить легче – деньги на проект можно выделить из статьи на текущий ремонт через оформление протокола общего собрания собственников, при условии, что средства на этой статье в доме есть и собственники не против вложиться в благоустройство. Если это частные дома и сельская территория, сбором денег на софинансирование занимается инициативная группа, а это зачастую сложнее.
Могу сказать одно: там, где работает крепкая команда заинтересованных жителей, все получается.
– Как определить, какое количество денег нужно на софинансирование того или иного проекта?
– По законодательству минимальный процент софинансирования – пять процентов от общей стоимости проекта. Например, если проект стоит миллион – 50 тысяч рублей собственных средств должны вложить жители. Если эта сумма будет больше – это дополнительные баллы в пользу победы вашего проекта среди прочих. На улице Кибальчича, к примеру, проводили асфальтирование двора, и жители оплатили 30 процентов стоимости проекта, взяв их с текущего ремонта дома – 690 тысяч рублей. Средний же процент – от 10 до 15.
Многие депутаты охотно откликаются на просьбы поучаствовать в софинансировании в своем округе, тем более что они всегда могут помочь организовать эту работу.
Когда в отдел по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением приходят инициаторы, они сначала рассказывают, что им хочется сделать на конкретной территории. Наши специалисты знают примерную стоимость установки, например спортивной площадки, подскажут, на чем можно сэкономить, что обязательно добавить в смету.
– Например, возле моего дома есть территория, которая давно ждет благоустройства. С чего начать?
– Во-первых, надо четко понимать: то, что хочу я, не значит, что этого хотят все. Обратитесь к соседям, поспрашивайте, поддержат ли они вас, в том числе финансово. Дальше подаете заявку нашим специалистам, в которой указываете адрес, название вашего проекта, цель благоустройства, какие задачи оно решит в случае реализации.
Вашу заявку рассмотрят: есть ли ограничения по данному участку – по принадлежности, коммуникациям и т. п. Если вопрос решается положительно, выходит постановление по определению территории, на которой возможно реализовать инициативный проект.
Затем начинается второй этап. Инициаторы благо-устройства проводят собрание, все разъясняют жителям, четко определяют виды работ, собирают подписи проживающих на этой территории и обязательно согласие на обработку персональных данных – готовят весь пакет документов. Чем больше подписей в поддержку и выше процент финансирования – тем больше баллов. Это два важных критерия, влияющих на успех реализации.
– Кто делает смету проектов?
– Мы просим жителей делать описание проекта максимально подробно: сколько деревьев удалить, какой ширины дорожку заасфальтировать, какую лавочку поставить. Работы будут вестись на основании составленной сметы, которую делает управление городского хозяйства исходя из пожеланий жителей. Чем детальнее проработан проект – тем проще работать исполнителям и тем меньше вопросов будет у жителей.
– Как решается денежный вопрос при реализации этих проектов?
– Инициативная группа сдает пакет документов. На заседании конкурсной комиссии в соответствии с принятой методикой оценок каждый проект получает баллы по нескольким критериям. Чем больше баллов – тем больше шансов на его реализацию. Согласно выделенному бюджету определяется количество проектов, которые мы можем реализовать. После определения «счастливчиков» мы даем жителям около двух месяцев на сбор средств. Собранные деньги представитель инициативной группы по договору пожертвования переводит на счет в банке. Проводятся торги, затем подрядчик выходит на объект.
Договор с подрядчиком составляется на 30 дней, но на практике обычно проходит быстрее. Сегодня в работе три объекта, а всего в этом году завершено уже 10.
Важно, что детские и спортивные площадки, созданные по проектам инициативного бюджетирования, поступают на баланс «Калугаблагоустройства», город берет на себя финансовые обязательства по их дальнейшей эксплуатации.
– Есть ли какие-то ограничения по площади предполагаемого благоустройства?
– Ограничений нет, но мы настраиваем жителей представлять реальные проекты, без «космических» ценников. Арифметика проста: чем выше стоимость вашего проекта, тем меньше участников город может охватить данной программой, вписавшись в выделенную сумму. В этом году наш бюджет составляет 27 миллионов. Если на один проект, даже очень нужный, потратить 10 миллионов, то остальным территориям практически ничего не останется. Лучше ориентироваться на 2–2,5 миллиона по смете.
– Какой выход для тех, кто хочет реализовать большой и затратный проект?
– Делить его на этапы: что-то сделать в этом году, что-то отложить на следующий. Подобную тактику мы успешно практиковали в деревне Лихун, на Терепце. Важно не бояться сделать первый шаг. Вы с удивлением увидите, сколько вокруг людей, готовых поддержать вашу инициативу! И как быстро то, что было привычно и не особо приятно, меняется к лучшему буквально за полгода; и как люди сплачиваются в процессе общих дел – даже те, кто едва знал друг друга. А уж когда вкладываешься сам – и спрос особый, и отношение к сделанному совсем иное.
За шесть лет выполнен 31 проект, в текущем году 13 новых проектов в завершающей стадии. В 2025 году в Калуге были запланированы к реализации 13 проектов: 7 – в рамках городского финансирования, 6 – из областного бюджета.
Беседовала Ольга КОНОВАЛОВА
Фото предоставлены управлением по работе с населением на территориях








