В городе усилили меры, ограничивающие работу СИМ
Нынешним летом Калуга стала одним из первых городов, где всерьез взялись за самокатчиков. Поводов для этого было немало. Только с апреля, с начала сезона, произошла серия ДТП, участниками которых стали «пешеходы с моторчиком». После того как под колеса самоката попала женщина с младенцем на руках, приняли решение ограничить поездки на этом модном виде городского прогулочно-развлекательного транспорта.
Начало работы
В июне Городская Дума одобрила предложение Городской Управы установить знаки, запрещающие проезд самокатов, на ряде центральных улиц. Ключевыми стали Кирова и Суворова, сквер Мира и площадь Победы. Именно здесь, особенно в часы пик, пешеходам идти было не то что небезопасно, порой просто невозможно. Приходилось постоянно изворачиваться, чтобы не угодить под колеса тяжеловесного, летящего на большой скорости средства индивидуальной мобильности.
Как оказалось, весной в город пришли четыре оператора СИМ с огромным количеством электросамокатов. Причем два из них зашли едва ли не самовольно. После поручения градоначальника Дмитрия Денисова и его встречи с руководством кикшеринговых компаний городская власть сделала ряд серьезных шагов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе на тротуарах.
– К сожалению, ранее не были приняты меры по упорядочению их передвижения по городу, в том числе в связи с отсутствием законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, – рассказала начальник комитета дорожного хозяйства Татьяна Грехова. – Для обеспечения безопасности движения СИМ, повышения качества данных услуг и упорядочения их передвижения на общественных территориях управление городского хозяйства провело большую работу. Состоялись многочисленные встречи, переговоры с руководителями кикшеринговых компаний, был разработан и принят нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, определяющий порядок взаимодействия Городской Управы с операторами СИМ. Достигнута договоренность. И в июне 2024-го заключили соглашения о взаимодействии с операторами СИМ, определили и ввели в действие зоны запрета эксплуатации и ограничения скорости движения СИМ.
На улицах, имеющих высокую плотность пешеходного потока, – ул. Кирова, участок ул. Суворова, пл. Мира, пл. Победы, а также в центральных парках – были установлены знаки, запрещающие движение СИМ.
Не оставили без внимания
По информации управления городского хозяйства, за короткий период в областном центре удалось почти в два раза сократить количество СИМ. В настоящее время в городе работают два оператора, заключившие соглашения о взаимодействии с городскими властями.
Понятно, что поклонники самокатов не очень довольны ограничениями и первое время пытались ездить под знаками. И тогда к работе подключилась ГАИ. Сотрудники Госавтоинспекции работали на оживленных участках и останавливали нарушителей правил дорожного движения. Только серия штрафов убедила самокатчиков, что нарушать ПДД не стоит.
Как сообщили в комитете дорожного хозяйства, с учетом рекомендаций Минтранса РФ для безопасного и комфортного использования гражданами СИМ на набережных Оки и Яченского водохранилища организовали велодорожки. Для комфортного движения самокатов и велосипедов установлены дорожные знаки и нанесена соответствующая разметка.
Новые ограничения
После начала большой работы по упорядочению самокатного движения в центре города ДТП с участием СИМ стало гораздо меньше. Однако появились другие вопросы. Крупные самокатные парковки стали появляться на остановках общественного транспорта, на узких тротуарах, во дворах многоэтажек, мешая движению пешеходов. Не добавляли порядка и СИМ, брошенные на газонах или посередине улицы.
В связи с этим 30 октября Городская Дума Калуги внесла изменения в правила благоустройства, установив запрет на парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности на пешеходных улицах, тротуарах шириной менее двух метров, во дворах жилых домов, в парках и скверах, на газонах, цветниках и других территориях с зелеными насаждениями. Запретными для парковки зонами также стали кладбища и воинские захоронения. Кроме того, парковаться отныне запрещено на расстоянии ближе пяти метров от остановочных павильонов и в радиусе 15 метров от памятников и административных зданий.
Как пояснил начальник Центра организации дорожного движения МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства» Валентин Лукин, помимо установки знаков ограничения в Калуге проводится большая работа, направленная на информирование в первую очередь молодого поколения о необходимости соблюдения правил дорожного движения, правил управления самокатами.
– Мы неоднократно проводили совещания с операторами СИМ при участии сотрудников Госавтоинспекции, на которых обсуждали вопросы обеспечения безопасности движения на электросамокатах, введения зон запрета движения и снижения их скоростного режима. Специалисты ЦОДД МКУ «СЕЗГХ» по решению комиссии по безопасности дорожного движения внесли изменения в проекты организации дорожного движения по ряду улиц и установили дорожные знаки 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Но, на наш взгляд, только ограничениями не обойтись. Нужно проводить воспитательную работу, особенно с подростками. Они должны осознавать, что самокаты – это не только быстро и удобно, но, прежде всего, большая ответственность, – отметил Валентин Лукин.
Вместо постскриптума
С этими словами невозможно не согласиться. Действительно, с введением ограничения самокатного движения в Калуге стало спокойнее ходить по улицам. И тем не менее уже осенью случилось два резонансных ДТП с участием детей и подростков, катающихся на самокате. В одном из случаев несовершеннолетнему, сбившему пенсионерку на ул. Кирова, грозит наказание до двух лет ограничения свободы. Он нарушил правила дорожного движения, проехав под запрещающий знак, и сбил человека, нанеся тяжкий вред его здоровью. Кто виноват в этом? Взрослые, которые должны были объяснить парню, что правила имеют юридическую силу и за их нарушение наступает ответственность? Безусловно. Но тут, на мой взгляд, нельзя исключать из сферы взаимодействия и операторов СИМ. Уже не раз, в том числе на высоком уровне, говорилось, что нужно вводить возрастные ограничения на пользование электросамокатом, блокировать поездку, если на СИМ более одного пассажира. Надеюсь, что однажды и в этом направлении будет наведен порядок. Судя по всему, самокаты пришли в нашу жизнь всерьез и надолго. Они мобильные, интересны для молодежи, да и для тех, кто постарше. А значит, нужно не только инфраструктуру для них создавать, но и встраивать в движение на законном уровне.
Ольга СМЫКОВА
Фото Антона Забродского