Самый первый день

Самый первый день

Как помочь первоклашкам адаптироваться в школе и справиться со стрессом

Яркое лето промчалось, и уже на пороге золотая осень. Завтра 1 сентября. Маленькие калужане, нарядные и взволнованные, торжественно отправятся за знаниями. Пройдет несколько месяцев, и постепенно они привыкнут к новой роли – школьников. Однако процесс адаптации детей может проходить не совсем гладко. Нередко возникают трудности не только с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы.
Как помочь ребёнку освоиться в школе? Мы расскажем о некоторых приёмах и полезных советах для детей и родителей.

Испытано на себе

Я помню свой первый День знаний. Мама туго заплела мне косы с двумя огромными белыми бантами, отутюжила новую школьную форму и составила пышный букет из срезанных в огороде цветов. В школьном дворе была суета, много детей, учителей, родителей. И мне стало страшно от такого количества народа. Меня подвели к моей первой учительнице, я поздоровалась с ней, но, когда она куда-то отошла, я тут же забыла её лицо. Все ребята стали расходиться на урок мира, а я растерялась и пошла не в свой класс. Хорошо, что меня вовремя заметили и отвели к моей учительнице. Это было много лет назад, но я помню всё очень хорошо. Могу с уверенностью сказать, что страх, растерянность, неуверенность в себе возникают у многих детей, когда они впервые ступают на порог школы. И эти чувства не покидают ребёнка продолжительное время. Новая обстановка, новые люди, новые правила – всё вызывает стресс, с которым иногда тяжело справиться самостоятельно.

Поэтому родителям важно помнить об этом и сделать всё возможное, чтобы период адаптации к школе прошёл менее травматично.

 

Порядок в голове

Чтобы первокласснику было легче, важно научить его организовывать свою работу, наводить порядок на столе, ведь с него начинается и порядок в голове.  Родители могут вместе с ребёнком составить режим дня, проследить, чтобы выполнение домашнего задания не откладывалось до позднего вечера, а было сделано «по горячим следам».

Самостоятельно, без помощи и подсказки взрослого, у новоиспечённого школьника может не получиться качественно организовать свой распорядок.

 

Имей сто друзей

Специалисты выделяют три основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации. Первая и самая глобальная – трудности в общении. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения: выясняют, какую роль каждый будет играть в их новой «игре». С этой точки зрения детсадовский ребенок в более выгодном положении – он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался дома, привык всегда быть в центре внимания, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе так бывает далеко не всегда.

Чтобы преодолеть эту трудность, психологи советуют родителям поддерживать и поощрять дружбу ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а лучше – нескольких.

 

А поговорить?

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то проблем не избежать. Сегодня большинству детей не хватает человеческого общения. Родители все чаще доверяют воспитание «лучшему другу» современных ребятишек – смартфону. А это никому не идет на пользу.
Что делать в таких ситуациях? У психологов и на это есть свои рекомендации. Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Можно начать с вопроса, что нового он сегодня узнал.

Если ребенок не хочет идти в школу – немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вам будет легче найти причину. Навыки внимания и концентрации можно развить. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь по их выбору с учителем.

 

С медведем в кармане

И снова мой опыт. Весь первый класс я носила в школу куклу барби. Вместе с подругой мы «кормили» наших модниц в школьной столовой обедом с ложечки. А мальчишки на переменах играли в популярных тогда трансформеров. Как оказалось, школьные психологи даже рекомендуют делать это. Игрушка, взятая в школу из дома, – «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что первоклассник как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Неправильная родительская реакция – запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками и машинками возишься!» Скорее всего, ребенок будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но тайно от мамы и папы. Эта привычка пропадёт сама собой к концу учебного года.

Эти простые советы помогут сделать первое время пребывания ребёнка в школе легче и проще. Конечно, трудностей может быть гораздо больше и нужно быть готовыми с ними справиться. Всё же самое главное – помочь первокласснику понять, что школа – это место, где он будет учиться, расти, дружить, делать открытия, становиться умнее, лучше. От правильного настроя и подготовки зависит, будет ли ребёнок чувствовать себя комфортно в школе и уверенно покорять новые вершины.

 

Екатерина СЕМЕНОВА, фото Ольги Смыковой

В материале использованы рекомендации с сайтов педагогов-психологов