10 декабря культурная Калуга отметила 80-летний юбилей одного из самых знаковых людей, с чьим именем связана целая эпоха в народном танце
Заслуженный работник культуры Калужской области, педагог, балетмейстер, он воспитал сотни талантливых учеников, поставил множество замечательных ярких номеров, получавших награды на самых престижных всесоюзных, всероссийских и международных конкурсах, и продолжает учить высокому искусству юных талантов в народном танцевальном коллективе «Образ».
– Николай Иванович, помните ли вы свое первое занятие как преподавателя?
– Я хорошо помню не первый урок, а целый период. Это было на последнем курсе института. Для защиты диплома я полгода готовил танцевальные номера с моим первым замечательным курсом в родном калужском училище культуры. И получил на экзамене одобрение своих строгих педагогов.
– А себя вы считаете строгим педагогом или требовательным? Я вот тут спросил у девчонок младших классов: «Как вам занятия у Николая Ивановича?» Они хором, с выражением легкого ужаса на лице ответили: «Потеем!»
– Вы знаете, а у нас по-другому нельзя (смеется). Если посторонний человек увидит мой урок, то скажет: «Вы с ними чересчур строги». Но чтобы добиться красоты движения, действительно нужно сильно попотеть. И мне как педагогу никак нельзя без строгости, требовательности и скрупулезного подхода, несмотря на маленький их возраст. Сюсюканьем ничего не добьешься.
– С кем труднее заниматься: с малышами или старшими?
– Скажем так, легче всего заниматься со студентами. Ты им показал один раз, и дальше все зависит от их таланта и трудолюбия. А в самодеятельности все гораздо сложнее. Нужного эффекта танцор добивается многократными повторениями. Начинающим танцорам, а к нам приводят малышей с трехлетнего возраста, каждое упражнение приходится повторять столько, сколько необходимо. Отрабатываем каждый элемент раз за разом, с каждым индивидуально, концентрируя внимание на важных моментах. Так что я потею вместе с ними (смеется).
– Вот вы и раскрыли секрет вашей прекрасной формы.
– (Смеется). Да. Они держат меня в тонусе!
– С каким чувством, с какими мыслями вы идете каждый день на работу?
– С теми же, с какими ухожу с занятий: как сделать что-то лучше. Я и дома все время прокручиваю в голове возможные варианты движений или этюдов. С вечера намечаю, что мне нужно сделать по плану и как это воплотить. Работа над каждым новым номером – это нескончаемый процесс.
– Сейчас над чем работаете?
– Делаем танец на тему Некрасовских казаков. Это настолько увлекательно и одновременно непросто! У меня столько важных идей! Необходимо отработать именно сегодня три фигуры. И здесь самое главное, чтобы все пришли. Если кто-то заболел – намеченный план рушится.
– Что значит народный танец лично для вас?
– Не хочется произносить никаких пафосных слов. Просто это моя жизнь.
– Самая большая трудность в вашей работе?
– В самодеятельном коллективе есть свои сложности. Здесь трудно добиться полной гармонии и довести танец до совершенства, поскольку все может поменяться мгновенно, кто-то вдруг решил неожиданно бросить занятия – это происходит по разным причинам: надоело, сложности с учебой в школе, в институте. С девушками проще, надежнее, а с юношами сложнее. Обидно, когда распадается удачный танец. Поэтому мне однажды пришла в голову идея поставить грузинскую лезгинку в исполнении девушек. Когда мы показали ее на одном из конкурсов, к нам с восхищением подходили танцоры из Грузии и просили показать движения!
– Кем из ваших учеников, которые пошли по вашим стопам педагога-хореографа, гордитесь больше всего?
– А имею ли я право считать тех, кто достиг каких-то высот, своими учениками? Не знаю… Да, какое-то время мне посчастливилось с ними работать – на начальном этапе или учить в колледже, где у меня за 26 лет было восемь выпусков. Но ведь они потом совершенствовались у других замечательных педагогов в лучших вузах страны, брали что-то лучшее у коллег за рубежом… И те педагоги с полным правом могут называть их своими учениками. Вот если кто-то скажет, что благодарен мне, и назовет своим учителем – это другое дело.
– В чем главная задача хореографа?
– Думаю, в сотворчестве. Важно, чтобы артисты почувствовали, что я хочу до них донести, и я, в свою очередь, должен почувствовать их, получить от них обратно то, что пытался заложить.
– Колледж культуры, «Ровесник», «Калужский сувенир», «Кредо», «Образ»… Если вспомнить такие знаковые этапы вашей творческо-педагогической жизни, как вы каждый из них оценили бы, охарактеризовали?
– «Ровесник» – это был параллельный проект моей преподавательской деятельности в училище. Что касается других танцевальных коллективов, все они оригинальные, поскольку руководят ими люди, очень непохожие по подходу, но удивительно талантливые, безгранично преданные своему делу личности. Но давать какую-то оценку… не стану. Могу только сказать, что мне всегда было интересно. С Леной Соболевой, например, было легко и просто, потому что она обладает талантом и менеджера, и хореографа. Она человек целеустремленный, необыкновенно пробивной, четко знает, чего хочет добиться. Что называется, вижу цель, не вижу препятствий. Из моих этюдов она собирала потрясающие целостные композиции. «Кредо» Елены Юдиной – это было время такой безграничной студенческой энергии и романтики, подкрепленной народным танцем. Тогда мы следовали очень важному принципу: чтобы танцевать современные номера, необходимо освоить классику, иначе на выходе будет пустота. И вот «Образ», где я уже 25 лет, – это огромный непостижимый мир танцевальных направлений, основанный на классическом, академическом воспитании, образец изящества и гармонии.
– Есть ли у вас какая-то мечта, которую вы хотели бы воплотить в жизнь?
– Конечно, есть! Все время хочется сделать что-то необычное. Вот многим, кто любит искусство танца, известен, скажем, знаменитый номер «Вологодские кружева». Каждый регион ищет и находит какую-то индентику. И мне захотелось поставить такой танец на основе местных красивейших традиционных костюмов.
И уже название придумал – «Калужские вышивальщицы». Не знаю, получится или нет… Пока это на уровне идеи. Иные номера не так быстро рождаются, как хотелось бы. Для вызревания нужно время.
Наша справка
Николай Сорокин в 1969 году окончил Калужское культпросветучилище с красным дипломом, а в 1974-м – Московский государственный институт культуры. Ещё в период учёбы в институте Николай Иванович начал работать преподавателем народно-сценического танца в родном училище.
С 1996 по 2000 год – педагог-балетмейстер народного ансамбля танца «Калужский сувенир». В 2001 году стал педагогом-балетмейстером ансамбля танца «Образ».
– Встреча с Николаем Ивановичем была моим первым знакомством с народным танцем, – вспоминает Елена Голуб, основатель и руководитель народного коллектива «Образ», заслуженный работник культуры области, педагог классического танца, балетмейстер. – До поступления в училище культуры я занималась только классическим танцем, поэтому народный мне давался непросто. Но благодаря таланту педагога я быстро им увлеклась.
Поражаюсь не только самодисциплине и преданности Николая Ивановича народному танцу, но в первую очередь отзывчивости на любые современные творческие задачи. Он и сам все время в творческом поиске. Его постановки выглядят совершенными со всех точек зрения: с балетмейстерской, в соответствии с законами драматургии, разнообразия рисунков, точности национального материала. Наблюдаю за его работой, и само собой вырывается: «Ну что, Николай Иванович, очередной шедевр делаем». Он настолько серьезно и глубоко погружается в работу, что я знаю точно: на выходе будет номер с клеймом мастера «Сделано Сорокиным».
Александр Фалалеев
Фото Антона Забродского




