Секретарь горкома

Адаптированный газетный вариант глав готовящейся к изданию книги Виктора Комиссарова «Пересечения».

Три года Владимир Житков был в должности второго секретаря, а потом почти семь лет, с 1966 по 1972 год, возглавлял Калужский горком КПСС

Он не стремился сделать партийную карьеру. Сын детдомовца из Вильнюса, 55 лет работавшего на «различных конторско-счетных работах», как напишет потом Владимир Васильевич в своей автобиографии, начинал рабочим на заводе, а завершил трудовую деятельность генеральным директором Научно-производственного объединения «Ока», директором Калужского НИИ телемеханических устройств.

Отцовский орден

В наградном списке Владимира Житкова – три ордена Трудового Красного Знамени, медали «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне», медаль «За трудовое отличие» и другие заслуженные поощрения. Однако наш рассказ о человеке, с именем которого связано немало добрых дел, мы начнем с награды его отца.

С Василием Никитичем в Великую Отечественную приключилась удивительная история, в которую трудно поверить. До войны отец работал главным бухгалтером Московско-Киевской железной дороги, которая проходила через Московскую, Калужскую, Брянскую, Смоленскую, Тульскую, Орловскую, Сумскую, Черниговскую, Могилевскую области. А само управление этой железной дороги до 1959 года находилось в Калуге.

Когда началась война, Василия Никитича руководство отправило в эвакуацию. Да не с пустыми руками, а с весомой поклажей – большим увесистым вещмешком. С собой старший Житков забрал троих детей. Шли пешком. Во время бомбежки старшую дочь Нину ранило в ногу, осколок попал под коленку. Идти она не могла, и младший брат Владимир нес сестру на себе, поскольку отец тащил через пол-России огромный вещмешок. И никто не догадывался, что в мешке находились ценности Московско-Киевской железной дороги: большая сумма наличными, несколько слитков золота, подарочные золотые часы, которыми награждались от имени правления железной дороги… В Самаре, куда было предписано добраться, Василий Никитич сдал все драгоценности и имущество, как положено, соответствующим органам под расписку. Спустя много лет, в 1952-м, ночью к дому в городе Унече, где он тогда проживал, за Житковым-старшим приехал «черный воронок». Василия Никитича арестовали и отвезли в Москву – возник вопрос по имуществу железной дороги. Старший Житков утверждал, что все ценности сдал под расписку. Только вот квитанция о сдаче имущества была утеряна. Вся семья несколько дней провела в слезах. Спустя три дня Василий Никитич вернулся. Приехал в смокинге, в новой рубашке, при галстуке и… с орденом Ленина!

Акт сдачи казны и имущества был подтвержден, о чем незамедлительно доложили лично Сталину. Вождь потребовал деда на встречу и распорядился наградить орденом Ленина за заслуги и за честность.

Электричество для блокадного Ленинграда и поезд для маршала Конева

В марте 1942 года Владимир Житков вместе с отцом жил в городе Каменск-Уральском Свердловской области. Работал на заводе. Сначала токарем, а затем мастером цеха № 26.

– Во время войны, когда разбомбили электростанцию в блокадном Ленинграде, на завод пришел заказ на ремонт огромного зубчатого колеса, – делится воспоминаниями отца о том времени сын Владимира Васильевича Георгий. – Без него нельзя было восстановить электростанцию. Никто не брался за эту работу: колесо было гигантского размера. Сделать «зубчатое чудо» взялся юный Владимир Житков. И что он придумал: соединил три фрезерных станка в одну линию и трое суток нарезал зубья. В результате в Ленинграде в короткие сроки смогли запустить электростанцию и вернуть электричество. За тот трудовой подвиг восемнадцатилетнего Владимира наградили мешком картошки и трехлитровой банкой подсолнечного масла.

По решению Государственного комитета обороны Владимир Васильевич в 1943-м был откомандирован для восстановительных работ на станцию Унеча Московско-Киевской железной дороги, узловой железнодорожной станции II класса на направлении Брянск-Гомель-Кричев. В 1943–1945 годах работал фрезеровщиком паровозного депо, с 1945 по 1950 год – мастером колесного цеха паровозоремонтных мастерских. Потом четыре года – начальником дизель-моторного цеха мастерских по ремонту подвижного состава.

– В начале 50-х отцу поручили перевести на отечественную колею два личных дизель-поезда Гитлера, состоящих из двух ведущих головных вагонов и трех специальных промежуточных, – вспоминает Георгий Владимирович Житков. – Отец взял меня с собой на обкатку этого чудо-поезда. Такой роскоши я никогда не видел! В вагонах везде ковры, в каждом купе по телевизору – невиданное чудо для начала 50-х. Спрашиваю у отца: «Что это?» «Там маленькие человечки бегают, кино смотреть можно», – отвечает он. Я заглядывал то с боку, то сзади, пытаясь понять, как работает это «чудо». В кабинете машиниста располагалось огромное кожаное кресло на гидравлике, сама кабина была оборудована кондиционером. А отец все ходил со специальной трубочкой, слушал, как работает дизель, и решал вопросы замены вагонных тележек, предназначенных для обеспечения беспересадочного железнодорожного сообщения на железных дорогах с различной шириной колеи. Поезд двигался с невиданной скоростью – более ста километров в час! В те времена даже пассажирский крейсерский состав «Иосиф Сталин» не мог разогнаться более 70 км/час, а эта машина просто летела, и чтобы она не спрыгнула с рельсов, держалась специальными электромагнитами. Мы выехали на поезде в Кричев, куда предварительно была отдана команда на пропуск литерного состава. Обслуживающий персонал железной дороги неправильно рассчитал время прибытия – не успел подготовить путь и открыть семафор, потому что даже литерные поезда с такой скоростью не ходили. Стали подъезжать к станции, а семафор закрыт. Включили экстренное торможение, которое заняло больше километра. На бандажах дизель-поезда стерся металл, и возвращаться было невозможно несколько суток, пока не подвезли новые колесные пары и не заменили ими напрочь стертые при экстренном торможении. Один дизель после испытания получил название «Голубая стрела» и был подарен маршалу Коневу. А вот судьба второго мне неизвестна.

В 1954-м Владимир Васильевич Житков – начальник объединенных тепловозо-дизельных цехов Унечских мастерских по ремонту подвижного состава. Параллельно учился во Всесоюзном заочном техникуме железнодорожного транспорта. В 1954-м его направили на учебу в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, который он с отличием окончил в 1957 году.

Калужский совнархоз

В августе 1957-го управлением Московско-Киевской железной дороги Владимир Житков был переведен в распоряжение Калужского совнархоза.

– Ехали в холодной теплушке со всеми нашими вещами, скарбом, – вспоминает Георгий Владимирович Житков. – Жили на улице Ленина, в доме 31, известном калужанам как дом Домогацкого. Неподалеку располагался совнархоз. В 1957–1959 гг. Житков – начальник технического отдела управления машиностроения. С 1959 по 1963 г. – заместитель начальника планово-производственного отдела совнархоза, основной задачей которого стало ускоренное развитие промышленности Калужской области. Судя по всему, Владимир Васильевич на этой важной совнархозовской должности неплохо себя зарекомендовал. Именно тогда его заметили и рекомендовали в горком.

В горкоме КПСС

В феврале 1963-го Владимир Васильевич уже второй человек в калужском горкоме партии.

Из характеристики тех лет, подписанной секретарем обкома КПСС Владимиром Осташко:

«Работая секретарем горкома КПСС, товарищ Житков зарекомендовал себя дисциплинированным и требовательным работником, энергичным и умелым организатором. Он много прилагает усилий по повышению роли партийных организаций в улучшении экономической деятельности предприятий, внедрению в производство всего нового, передового. С его активным участием городская партийная организация провела большую работу по внедрению на предприятия города Новочеркасского метода непрерывного планирования и Саратовского метода бездефектного изготовления и сдачи продукции».

Кожедуб

Владимира Житкова связывала тесная дружба с Иваном Никитовичем Кожедубом – легендарным военным летчиком Великой Отечественной войны, трижды Героем Советского Союза. В феврале 52-го 324-ю истребительную авиационную дивизию, которой он командовал, перевели в систему ПВО и разместили на аэродроме Орешково под Калугой. С января 1964 по февраль 1971 года Кожедуб – первый заместитель командующего ВВС Московского военного округа. К этому периоду относится веселый случай в Калуге, в которую он неоднократно приезжал.

– Жили мы тогда на улице Суворова, – рассказывает Георгий Владимирович Житков. – Зная, что отец в командировке, я как-то возвращался домой поздно. Открываю дверь, а в прихожей стоят чужие башмаки. В комнате кто-то сильно храпит. Ну, думаю, нахал. Ввалился вор в квартиру, да еще и спать завалился. Схватил первое, что попалось под руку, включаю свет, собираясь расправиться с нахалом, а из кровати: «Юрик!» Я опешил. Тут, смотрю, на спинке стула – генеральский мундир. Оказалось, Кожедуб приехал в гости к отцу. Утром Иван Никитович меня будит, улыбается: «Вставай, студент! Давай хоть открыточку тебе подпишу на память».

Это не единственная встреча со знаменитыми людьми, которых в доме Владимира Васильевича всегда было много.

– В другой раз прихожу домой, а за столом с отцом сидит Мессинг. Отец говорит: «Познакомься, Юрик, это Вольф Григорьевич». Познакомились. Я разглядываю его и про себя думаю: «Какой страшный человек». А Мессинг смотрит на меня и говорит: «Нет, я не страшный, зря ты так думаешь». Я дар речи потерял! А он улыбается.

Директор КНИИТМУ

В январе 1966-го Житкова избирают первым секретарем Калужского горкома КПСС, отмечая при этом его инициативность и авторитет среди руководителей предприятий города. На плечи Владимира Васильевича легла огромная подготовка к празднованию 600-летия Калуги. Город достойно встретил свой юбилей. Параллельно на стол первого секретаря обкома Кандренкова с регулярной периодичностью поступали жалобы на Житкова, написанные одинаковым каллиграфическим почерком. Несмотря на то что содержание анонимок не подтвердилось, спустя полгода после триумфального юбилея Калуги на Владимира Васильевича обрушился град взысканий.

В 1972-м на заседании бюро обкома КПСС Владимир Васильевич был утвержден генеральным директором Научно-производственного объединения «Ока». Утверждение это сопровождалось крайне комплиментарной характеристикой, данной Житкову первым секретарем обкома КПСС Андреем Андреевичем Кандренковым: «Учитывая важность новых форм и методов управления промышленностью, утвердить товарища Житкова Владимира Васильевича генеральным директором Научно-производственного объединения «Ока» – директором Калужского научно-исследовательского института телемеханических устройств».

Житков возглавлял институт без малого 11 лет, до самого своего ухода из жизни 13 октября 1983 года. Похоронили Владимира Васильевича на Пятницком кладбище. Рядом могила Александры Сергеевны Троицкой, создавшей в Калуге чудодейственную «вакцину-эликсир Троицкой». Ее Житков поддерживал негласно, но значимо, вместе с Александрой Александровной Гордеевой, вторым секретарем Калужского горкома КПСС, в годы своего партийного руководства городом.

Потомки

Сын Георгий – полковник авиации в запасе, старший военпред, работал на заводе «Калугаприбор». После смерти Владимира Васильевича перешел на работу в детище своего отца – научно-исследовательский институт КНИИТМУ.

Младший, Евгений, – один из неформальных лидеров калужской молодежи 70-х, страстный мотолюбитель, отваживавшийся на дальние мотопробеги на своей «Яве» в компании таких же увлечённых мотоциклистов, включая старшего брата Георгия. В лихие 90-е он с головой нырнул в бурные воды бизнеса, создав проект строительства клубного живого дома чуть ниже здания обладминистрации (где в итоге появился офис «Калугаэнерго»). К сожалению, Евгению не удалось довести проект до завершения по причине безвременной смерти.

Внук Владимир Георгиевич Житков – известный калужский фотохудожник, постановщик клипов, режиссер, руководитель команды «Житков PRO».

Другой внук, Николай Евгеньевич Житков, окончил филиал МВТУ имени Баумана, предприниматель, кандидат в мастера спорта по стрельбе, один из старейших членов поискового клуба «Искатель», активный участник клуба военно-исторической реконструкции «Батальон», сотрудничающего на постоянной основе с киностудией «Военфильм» Игоря Угольникова. Сохранение исторической памяти и военно-патриотическая работа стали делом его жизни.

Виктор КОМИССАРОВ