Сельские дороги: уборка и контроль

Начальник управления по работе с населением на территориях  Павел Харламенков – о том, как организованы работы по содержанию дорог местного значения в пригородной зоне

В ведении и подчинении Городской Управы находится порядка 414 километров так называемых сельских дорог, примерно столько же, сколько дорог в самом областном центре. На их содержание из городского бюджета ежегодно выделяется порядка 60 млн рублей.

 Свои особенности

Сельские территории сегодня – это 72 населенных пункта в пригороде. Проживающим там людям важно, чтобы дорога, по которой они добираются до работы, школы, социальных учреждений, была комфортной и безопасной. В соответствии с законодательством содержание сельских дорог возложено на муниципалитет. Содержать дорогу в нормативном состоянии – значит проводить в течение года целый ряд мероприятий: уборка проезжей части и тротуаров, окашивание, подметание, установка и ремонт остановочных павильонов, а также ямочный ремонт.

– Протяженность сельских дорог  с каждый годом прирастает: жители охотно строятся в сельской местности, –рассказывает начальник управления по работе с населением на территориях Павел Харламенков. – У сельских дорог есть ряд особенностей. Во-первых, у некоторых нет четкого разграничения, часть дороги, например, до населенного пункта – областная собственность, а внутри – городская.  Кроме того, дороги эти в разном исполнении, и если количество их каждый год растет, то качество, к сожалению, нет. Есть дороги асфальтовые – приблизительно одна треть всех сельских дорог, остальные  – в щебеночном исполнении и грунтовые. Разные категории дорог требуют разного содержания.

Безопасность   в приоритете

По асфальтовым дорогам ходят школьные автобусы и общественный транспорт, требования к их содержанию более жесткие. Комиссия из профильных специалистов регулярно осматривает эти дороги на предмет необходимости ямочного ремонта, отсыпки обочин и т. д. Зимой их чистят и посыпают в первую очередь.

– В этом году мы поставили задачу заняться именно этими дорогами. Нам помогла относительно бесснежная зима. Образовавшуюся экономию  направили на содержание сельских дорог этой категории. Например, в Шопино мы «перекатали» большой участок дороги, где асфальта практически не осталось, а она числится в асфальтовом исполнении; качественно сделали дорогу в Канищево. Серьезная работа в этом отношении проведена в деревне Петрово, где из-за грунтовых вод пришлось переложить на полтора метра вглубь подземную «подушку», а сверху уложили слой асфальта.

К дорогам в щебеночном и грунтовом исполнении нет таких жестких требований, они грейдируются, подсыпаются, но со временем и из-за погодных условий приходят в негодность.

Чтобы на месте грунтовой дороги появился асфальт – это уже не содержание, а строительство совершенно новой дороги,  учитывая  все нормативы и правила, с подготовкой проектно-сметной документации и выделением гораздо больших денежных средств. Требуется немало усилий, чтобы скромные денежные средства, выделяемые ежегодно из городского бюджета на содержание сельских  дорог, умело распределить: где-то сделать акцент на ямочном ремонте, где-то – на подсыпании, где-то нужна более тщательная уборка зимой с участием грейдеров.

Поэтому ситуации, когда активные жители подключаются к решению дорожного вопроса, можно только приветствовать. Так произошло, к примеру, в поселке Яглово, деревнях Марьино, Шопино и Калашников Хутор, где жители самостоятельно купили материал, а город предоставил технику, и в результате получились хорошие дороги.

Баланс интересов

Достаточное количество дорог имеют большую степень износа, и если их не поддерживать в нормативном состоянии, придется ставить такие дороги на капитальный ремонт или строить заново.

– Конечно, в плане ямочного ремонта хочется сделать как можно больше. Но деньги выделяются в целом на содержание дорог – и уборку, и окос, и содержание остановочных павильонов, и подметание, и другие виды работ. Мы должны соблюсти этот баланс и все предусмотреть. Все населенные пункты, а их не один десяток, для нас в этом плане равнозначны.

Содержание сельских дорог – дело непростое. Иногда это дорога через поле или лес, в горку, куда не каждый трактор может забраться. К тому же строились они в то время, когда их конструктив не был рассчитан на такой насыщенный трафик. К примеру, до деревни Желыбино кто-то добирается каждый день домой с работы, а кто-то использует ее как транзитную, чтобы выехать на Южный обход. В этом году здесь произвели подсыпку обочины для обеспечения безопасности проезда транспорта.

Для плановых работ по содержанию есть графики определенных видов  работ.  Но если есть заявки жителей, на помощь приходят территориальные представители Городской Управы.

Представители – в помощь

Четыре  отдела сельских территорий представительств Городской Управы – Ольговских, Спасских, Черносвитинских, Ромодановских–Шопинских, в каждом работают два представителя. К ним обращаются и старосты сельских поселений, и сами жители – с жалобами, предложениями по отсыпке и грейдированию дорог, опиловке деревьев. Они постоянно на связи со специалистами профильных управлений.

– Много примеров, когда работа с жителями хорошо налажена и правильно выстроено взаимодействие. Как правило, жители с пониманием относятся к тому, что финансовые средства ограничены, и выходят с собственными предложениями, как лучше сделать, – говорит Павел Иванович. – В этом году на территории Муратовского Щебзавода мы отремонтировали две дороги, ведущие к детскому саду и школе.

В Колюпаново сделали картами несколько участков – самые проблемные. На автодороге от деревни Тинино до Пучково, где было много нареканий по качеству, провели ямочный ремонт. На Тихоновой Пустыни подсыпали щебенкой, и очистили кюветы для отвода воды – жители благодарили.  Также работы проводились в деревнях Григоровка, Плетенёвка, села Козлово, Горенское, Росва и других.  Это серьезная плановая работа – обследовать, оценивать, прогнозировать и с учетом имеющегося финансирования сделать жизнь на сельских территориях максимально комфортной.

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото предоставлены управлением по работе с населением на территориях города Калуги