Собираем пазлы, из которых сложится музыкальный бренд нашего города
7 июля исполнилось 106 лет со дня рождения нашего земляка, композитора Серафима Сергеевича Туликова.
Он является автором произведений самых разнообразных жанров, но, безусловно, его главным достоянием стали песни, которых у Серафима Сергеевича около пятисот. Их исполняли Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие-многие другие. А «Здравствуй, милая Калуга» уже давно стала песенным символом его родного города.
Серафим Сергеевич родился 7 июля (24 июня по ст. ст.) на улице Тележной (Воронина) в семье Григория Терентьевича и Александры Александровны [урожд. Шмаковой] Бобоедовых. Отец композитора был регентом хора в храме Алексея Митрополита (разобран в 30-е годы; ныне ул. К. Либкнехта), а мать – певчей. Дом, где прошли первые годы будущего композитора сохранился до сих пор: семья проживала в угловых окнах второго этажа.
Квартиру снимал отец. Это был дом Тисовой. Она дала нам среднюю квартиру из двух или из трёх комнат на втором этаже. Нет, из двух с половиной комнат, с кухней. Своей комнаты у меня не было. Я спал в первой, где стоял рояль, – спустя годы, вспоминал композитор.
Родители расстались, когда Симе было четыре года. Как отмечает сам Туликов, отец в дальнейшем практически никак о нём не заботился и даже не интересовался его судьбой. Вместе с матерью он переезжает в дом на улице Театральной, где братья Александры Александровны занимались ремонтом музыкальных инструментов. А ещё через некоторое время они поселяются в доме на улице Знаменской (до наших дней не сохранился).
Вместе с матерью я часто ходил также в церковь Благовещенья, что располагалась неподалёку, на Ивановской. И стоял там с ней в течение нескольких лет на клиросе. Где-то примерно с 5 до 9 лет. Так что от музыки мне некуда было деваться. Я был весь ею окружён. И, конечно, всё это в значительной степени стимулировало меня и давало импульс к тому, чтобы заниматься музыкой, – рассказывал Туликов.
Когда Серафиму было 13 лет, Александра Александровна умерла. С отцом у него отношения не ладились, и он переезжает в семью старшей сестры своей матери – Марии Александровны и её мужа Сергея Михайловича Туликова. Его усыновляют, и Серафим меняет не только свою фамилию, но и отчество, становясь Серафимом Сергеевичем Туликовым – имя, которое впоследствии стало знаменито по всей стране.
Серафим Туликов закончил первую совшколу (ныне СОШ № 5). По его словам, любимыми предметами у него были химия, биология и рисование.
Меня уже в школе начинали использовать как музыканта. Практически все девять классов я толком не занимался физкультурой, так как учитель наш, Михаил Николаевич Ипатов, заставлял меня в спортзале играть на пианино для маршировки учеников. И я вместо занятий физкультурой импровизировал всякие марши, вальсы и прочие ритмы в качестве аккомпаниатора, – вспоминал Туликов.
Мать рано обнаружила у сына музыкальные способности и стала с ним заниматься музыкой. Первое произведение для фортепиано Туликов написал ещё в детские годы. Называлось оно «Ёлка в лесу».
Есть интересный эпизод из жизни Серафима Сергеевича, связанный с его музыкальным образованием в Калуге. На экзамене в музыкальной школе во время исполнения «Сонаты № 17» Бетховена, он совершенно неожиданно в одном месте забывает, что следует дальше. Ни на секунду не останавливаясь, Серафим продолжает, импровизируя в нужном стиле! Никто из слушателей этого не заметил. Однако, преподаватели с восхищением обсуждали этот незаурядный музыкальный момент их ученика.
Приёмная семья решила, что надо получать серьёзную профессию. После года обучения в техникуме, Серафим оказывается на практике в городе Бобрике-Донском (Тульская область). Однажды он решил прогуляться и по дороге набрёл на Дом культуры. Серафим решил зайти. Он оказался на сцене и в полутьме заметил очертания рояля.. Никого рядом не было, Серафим поднял крышку и стал играть своё любимое произведение: «Рапсодию № 12» Ференца Листа.
Неожиданно раздался голос: «Кто здесь играл?» Юноша представился. «Да, у вас талант, молодой человек. Вы непременно должны быть музыкантом! Какой строительный техникум!» Так определилась дальнейшая судьба Серафима Сергеевича.
В одном из интервью на вопрос корреспондента, был ли он счастлив, прожив такую большую жизнь, Серафим Сергеевич ответил удивительно просто и искренне: «По большому счёту я знаю, что прожил не зря. Не зря! Мягко говоря!», а на вопрос, как он себя ощущает сегодня, а было Серафиму Сергеевичу уже за 80, он ответил очень просто: «Я могу это показать только той музыкой, которая выражает моё состояние» – и сел за инструмент.
В 2000 году ДШИ № 2 города Калуги было присвоено имя Серафима Туликова, а в марте 2011 в ней был открыты Творческий центр и музей композитора. Музей представлен двумя залами, в которых собрана большая коллекция из архива и личных вещей композитора. Удивительная атмосфера как бы создаёт личное присутствие самого композитора. Он с нами в Калуге. Посещение этого замечательного музея нашего города никого не оставит равнодушным.
Имя Туликова носит одна из городских улиц. Он является Почётным гражданином города Калуги. Его бюст установлен на «аллее калужских композиторов» возле Калужской областной филармонии.
Начались работы и по реставрации дома, в котором родился композитор. Этот памятник калужской истории просто необходимо привести в надлежащее состояние!
Из книги «Жизнь, прожитая не зря. Личность и творчество композитора Серафима Туликова» А.С. Туликовой.
Александра Пахмутова, композитор:
– Серафим Сергеевич был удивительно чистым и честным человеком. Мне доводилось участвовать вместе с ним на многочисленных концертах и мероприятиях Союза композиторов. Он относился к любому общественному дело серьёзно и ответственно. Не случайно он был избран руководителем Московской организации Союза композиторов, крупнейшей композиторской организации страны.
Оскар Фельцман, композитор:
– Туликов – композитор не только песни. У него есть произведения для оркестра народных инструментов, для эстрадно-симфонического оркестра, симфоническая поэма «Сказ о России» и многие другие. Он писал музыку к художественным и документальным фильмам, к спектаклям.
Максим Дунаевский, композитор:
– Серафим Сергеевич был из старшего поколения. У него была другая школа. Для него фортепиано – профессионально освоенный инструмент на классической базе консерваторского образования. И когда он садился за инструмент – всё то, что он делал, было замечательно. Серафим Сергеевич играл свои мелодии, что-то из классики и делал это очень красиво. Он был замечательным импровизатором, «излагал», изображал что-то на рояле так шикарно, свободно, раскрепощённо, органично. Я ведь слышал многих. Кто-то просто одним пальцем подбирал мелодии, что-то сочинял, видимо, за письменным столом, и его не было слышно вообще. Работали по-разному. Но так владеть инструментом, как Серафим Сергеевич, честно говоря, могли немногие. Так что слышимость в нашем доме не раздражала, а давала познать многое, что приводило в восторг и было скрыто от глаз, но не от ушей…
Иосиф Кобзон, певец:
– Он был настоящий композитор-мелодист. Всё его творчество, все его песни высокопрофессиональны. Спасибо Серафиму Сергеевичу! Он сделал много полезного и интересного в песенном жанре.
Текст и фото Кирилл ГИЗЕТДИНОВ