В Калужском реабилитационно-образовательном комплексе (КРОК) прошёл день открытых дверей. Какие профессии предлагают освоить ребятам с особенностями развития?
Группы будущих студентов обходят учебные классы. Кого-то из подростков привезли родители, кого-то – педагоги из школ-интернатов. У них сейчас есть возможность не только ознакомиться со списком предлагаемых специальностей, но и пообщаться с учителями и нынешними студентами, задать вопросы.
В КРОКе обучают на обувщика по ремонту обуви, швею, изготовителя художественных изделий из лозы, художника росписи по дереву, оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин. Многие из этих специальностей позволяют выпускникам работать на дому. Выбор профессии зависит не только от желания будущего студента, но и от его индивидуальных возможностей освоить ту или иную профессию.
Новые возможности
В просторном кабинете, куда заглядывает первая экскурсионная группа, студенты корпят над тетрадками. У доски выставлено несколько образцов обуви. Ребята готовятся к зачёту.
Профессия мастера по ремонту обуви пользуется спросом. Она практически на сто процентов гарантирует трудоустройство. А работать есть возможность как дома, набрав собственную базу клиентов, так и в мастерской.
– Можно отремонтировать обувь себе, знакомым, соседям. Как говорил наш ученик, это хлебная профессия, всегда можно заработать, – отмечает педагог. – Выпускники получают свидетельство о рабочей профессии. Как правило, это документ об уровне квалификации второго разряда, если кто-то покажет высокие результаты – можно и третьего.
С каждым обучающимся мастера работают индивидуально.
Нажми на кнопку
Будущие учащиеся заметно оживились в компьютерном классе, укомплектованном новейшим оборудованием.
– К нам приходят ребята с разными особенностями и возможностями, к каждому находим подход. Пытаемся научить всех хотя бы элементарным вещам, если понимаем, что у этого ученика нет возможности полностью освоить профессию. Обычно к нам приходят те, кто ещё не до конца понимает суть работы оператора ЭВМ. Это на первых порах просто – включить компьютер, подвигать мышкой. Нужно освоить ряд программ. Профессия довольно сложная, требует знаний русского языка, математики.
Обучение проходит в течение двух лет.
Многие юные члены экскурсионной группы готовы были сразу записаться на обучение.
– Всё, мы определились! – заявила мама одного из будущих студентов.
– А английский язык нужно знать? – спрашивала друга родительница.
Её заверили, что и без знания иностранного языка детей берут на учёбу.
Строчить на машинке
В центре две швейные мастерские. На машинках строчат как девушки, так и юноши.
– На швею у нас успешно обучались и мальчишки, – обращается педагог к гостям. – Поэтому посмотрите, может быть, у кого-то есть желание освоить эту профессию. Мастера у нас увлечённые. Здесь не только учат профессии, но ещё с ребятами творчеством занимаются.
Кстати, способные швеи нарасхват.
– В плане трудоустройства это профессия выигрышная. На территории нашего региона очень много предприятий, в том числе и брендовых, таких как «Мануфактуры Bosco», где требуются швеи, – говорят сотрудники КРОКа. – Наши выпускники востребованы. Они хорошо зарекомендовали себя. Мы рады, что наш труд не напрасен.
– Мы принимаем ребят от 16 лет и старше. Я не буду рассказывать сказки, что все они трудоустраиваются. Люди сами решают свою судьбу. Многое зависит от их особенностей, – рассказывает директор центра Андрей Волохов. – У нас проходят профессиональные пробы, тестирование по всем профессиям. Психологи работают с каждым. Мы учитываем и предпочтение человека, и его место жительства. Исходя из этого смотрим, что ему предложить. Если человек живёт, например, в деревне Староскаковское, а там Угра рядом, то ему логичнее будет освоить плетение из лозы. Если ребёнок живет, например, в Тарусе и у него ДЦП, он передвигается только на коляске, значит, это художник. Что касается швей, мы устраиваем два-три человека из пятнадцати в год. Из этих двух-трёх, может быть, остаются не все, потому что промышленное производство – конвейерное, оно не делает скидок на состояние здоровья. У нас есть свои базовые швейные предприятия. На Болдина хороший цех, с которым сотрудничаем. Там и отношение к нашим выпускникам соответствующее – очень грамотно реализуют подход к организации рабочего места и сопровождение сотрудника, не загружают наших выпускниц большими объёмами. Наши ребята неплохо себя показывают и на промышленных производствах.
В завершение экскурсии будущих воспитанников угостили бутербродами с чаем и показали им концерт.
Елена Французова, фото Антона Забродского