- Школа: № 3, г. Малоярославец
- Годы учебы: 1970–1980 гг.
- Ныне: министр образования и науки Калужской области
Большая роль маленькой школы
– Школа № 3, в которой я учился все 10 лет, расположена в рабочем районе Малоярославца. По меркам 80-х годов XX века она была совершенно обычной. Но эта маленькая школа сыграла огромную роль в моем становлении. Спустя более 40 лет могу сказать, что у нас были замечательные учителя, которые до сих пор являются для меня нравственным ориентиром.
Вспоминаю учителя химии Ирину Федоровну Процко. Химия не была моим любимым предметом, но я как гуманитарий при изучении точных наук всегда искал в них гуманитарную составляющую. Ирина Федоровна, очень образованный человек, прививала нам интерес к искусству. Могла сказать: «Завтра, в субботу, я еду в Москву, в Третьяковскую галерею. Кто хочет со мной?» Мы приходили утром на вокзал и вместе с ней ездили в Третьяковку, в Музей изобразительных искусств
им. Пушкина – это было здорово! Каким-то немыслимым образом она собирала вокруг себя много ребят – лаборантская в кабинете химии всегда была полна учеников.
Классным руководителем сначала была Нина Федоровна Ракина, учитель иностранного языка, потом – Зоя Сергеевна Захарова, учитель русского языка и литературы. В моем понимании учитель –
это прежде всего носитель книжной культуры. Зоя Сергеевна научила меня любить книги. Все годы с выпускного вечера я храню ее подарок – роман А. Толстого «Петр Первый» с дарственной надписью «С уважением и верой в твое будущее».
Учителя Лидия Петровна Бовбас, Тамара Николаевна Голубкова, Валентина Васильевна Низовская, директора школы Наталья Алексеевна Шульгина, Тамара Никитична Агапова – о них я вспоминаю с нежностью и благодарностью. То, что я стал учителем и всю жизнь проработал в образовании, прежде всего заслуга моих школьных учителей, отдававших нам сердце и душу.
Истории об истории
– У многих ребят, и я убедился в этом уже будучи учителем, интерес к истории формируется, когда они изучают историю Древнего мира или Средних веков. Стать историком я решил под влиянием Натальи Алексеевны Шульгиной, которая преподавала этот предмет в старших классах. Несмотря на то что школьный курс в то время был основан на марксистской социологии, интерес к истории был сформирован именно учителем. В школе мне нравились гуманитарные дисциплины.
С педагогической стезей я определился, но стоял выбор – стать учителем английского языка или истории. Я всегда был активистом: председателем совета пионерской дружины, делегатом слета пионеров в «Артеке», секретарем школьной комсомольской организации, и, видимо, это повлияло на мое окончательное решение – исторический факультет. Конечно, мечтал о МГУ им. М. В. Ломоносова. Но тогда, в 1980-м, в год проведения Олимпиады, в Москву был ограничен въезд иногородним и даже сроки вступительных экзаменов сдвинули на август. Для меня же не поступить в вуз стало бы катастрофой.
И я, сдав вступительный экзамен по истории на отлично, был принят в КГПИ имени К. Э. Циолковского.
Я до сих пор горжусь, что учился на истфаке в период его расцвета – с 1980 по 1985 год. Работавшие с нами преподаватели были для нас, студентов, не только носителями исторического знания и исторической науки, но и глубоко интеллигентными, высоконравственными, образованными людьми, и это впечатляло.
Петр Викторович Снесаревский – легенда истфака. Всегда безупречно одет, с неизменным галстуком-бабочкой, даже своим внешним видом он внушал пиетет, поражал необыкновенной интеллигентностью. Он никогда не излагал историю в хронологическом порядке, использовал проблемный подход в обучении, учил мыслить, сформировал понимание, что к историческому процессу не может быть одномерного подхода. Свою первую пятерку у него я получил за рецензию на книгу о знаменитом религиозном деятеле Иосифе Волоцком, которую Петр Викторович еще не успел прочесть. Это было необыкновенным стимулом для личностного развития.
Людмила Ивановна Потапова, человек высочайшей нравственной культуры и энциклопедических знаний, всегда была готова поддержать студента. Однажды перед экзаменом в коридоре я что-то громко рассказывал однокурсникам по теме, а когда вошел в аудиторию, она сказала: «Я все слышала, можешь мне ничего не рассказывать, вот твоя зачетка. Отлично».
Не могу не упомянуть Василия Романовича Новикова, Наталью Александровну Богодарову, нашего декана Виктора Яковлевича Филимонова. Я почувствовал всю их значимость, когда окончил институт. Мне посчастливилось с группой коллег в 1994 году поступить в первую магистратуру при истфаке. Мы, десять школьных учителей истории из Калуги, после работы приходили на родной факультет, слушали лекции, участвовали в семинарах, сдавали экзамены, общались с преподавателями, у которых были студентами. Мастера своего дела, они глубоко знали свой предмет, учили добывать информацию и критически мыслить. Нам эти навыки пригодились: закончив учебу в 1985 году и став учителями, мы на некоторые исторические события смотрели уже по-иному.
Будучи студентами, многие педагогические предметы воспринимали как второстепенные – это абсолютно неправильно. К сожалению, поступая на педагогические специальности, абитуриенты ориентируются не на педагогику, а прежде всего на предмет, и педагогическая подготовка уходит на второй план. Случается, что и многие учителя видят себя прежде всего предметниками. Став учителем, я осознал, как важно, к примеру, изучать работы выдающихся педагогов, погружаться в методику.
В начале пути
– Распределение после окончания института в то время было делом привычным. Вместе с супругой, которая не была учителем, мы поехали в деревню Рыляки Юхновского района. По нынешним меркам, это была большая сельская школа – около 200 человек.
Когда мы в первый же день в Рыляках вышли на главную улицу прогуляться, меня поразило, что идущая навстречу старушка не просто поздоровалась, она поклонилась. В то время приезд в село молодого учителя был важным событием.
Мне сразу дали классное руководство в 8-м классе. Придя на первый урок, я увидел в классе восемь учеников, а за последней партой сидела… завуч по воспитательной работе. Очень жестко потом она разбирала мои классные часы. И было нелегко слушать ее замечания, особенно в самом начале пути. Но этот интересный опыт я не воспринимал как давление –
это было естественно. Отчасти даже благодарен, что меня сразу «взяли в оборот» и не давали спуску. Хотя потом, став директором школы, я так не поступал.
Год отработал в Рыляках, потом были пять лет в сельской школе в Утешево Бабынинского района, а затем вернулся в Калугу, поступил в школу № 7. В общей сложности учителем работал почти 20 лет. В учительскую среду вслед за мной пришла и моя жена, она стала хорошим педагогом.
Сегодня принято ругать и даже хаять 90-е годы. Это было необыкновенно тяжелое, но интересное время – время моего профессионального становления.
Вспоминаю эпизод из своего директорства в школе № 14. Перед началом учебного года получил через централизованное распределение несколько ведер, десяток метров мешковины для мытья полов и три березовых веника на год. Те, кто тогда не ушел из образования, работали не за страх, а за совесть. Не платили зарплату, было много проблем, связанных с материальным положением школы, – даже мел покупали на свои деньги и краску, чтобы покрасить парты. Но до сих пор мои выпускники, с которыми я поддерживаю отношения, с интересом вспоминают то время. В школе я вел театральный кружок, ставили с ребятами пьесы, ходили в походы.
Учитель всегда должен оставаться учителем, в какой бы обстановке он ни работал. Всеми силами мы поддерживали статус педагога. Надеюсь, наши ученики и их родители нам за это благодарны.
Сложная работа
Молодым учителям сегодня непросто. Изменились дети, изменилось отношение родителей к школе, изменилась среда, в которой работают молодые учителя.
Педагог должен уметь выстраивать систему отношений сразу в нескольких плоскос- тях – в коллективе, с учениками, с родителями, с администрацией. Здесь очень важен профессионализм, который нарабатывается годами. Университет дает знания. Но есть и педагогическая интуиция – понимание того, что является главным в профессии.
С моей точки зрения, главным является желание помочь ребенку и сделать так, чтобы он и предмет усвоил, и вырос настоящим гражданином нашей страны, интересной личностью. Тогда выпускник вуза, приходящий в школу, состоится как учитель.
Но сегодня молодым педагогам можно позавидовать: у них гораздо больше возможностей для саморазвития и личностного роста. Школа – это не только место, где можно реализовать свои способности и амбиции, но и можно сделать карьеру. И если молодой учитель отвечает необходимым требованиям: любит детей, знает свой предмет, готов работать с детьми, помогать им, видит в ребенке человека – у него большое будущее.
Когда говорят, что новые технологии приведут к умалению роли учителя – это, на мой взгляд, неправильно. Шквал информации будет нарастать, влияние среды со временем тоже увеличивается. Но ребенку всегда нужен помощник, который сможет указать ему необходимые ориентиры в жизни, поддержать, помочь. Знаю очень много талантливых молодых учителей, которые вызывают мое искреннее восхищение – своей работой, стремлением к инновациям и своим отношением к детям.
Записала Ольга Коновалова
Фото из личного архива Александра Аникеева