Школа: № 23
Годы учебы: 1983–1993 гг.
Ныне: директор школы № 45 им. Маршала Г. К. Жукова
«Лучше не ходите в школу»
– В начале школьной жизни мне не повезло – я попал к учительнице преклонных лет, которая уже завершала свою педагогическую деятельность. Она вела нас весь первый класс. Казалось бы, я только пришёл в школу, кругом всё необычное, неизведанное, но мне было совсем неинтересно учиться, и мотивации не было никакой. В школу я ходил с нежеланием. Учительница была грубой и, кажется, не очень любила свою профессию. Думаю, за долгие годы работы педагогом она просто эмоционально выгорела. Сегодня, будучи директором, я понимаю, что это на самом деле страшно, когда ребёнок впервые переступает порог школы и ему там совсем не нравится. Своим сотрудникам так и говорю: «Если вас раздражают дети, лучше не ходите в школу. Либо это не ваша профессия, либо вы слишком устали». Не хочу, чтобы в моей школе повторилась ситуация, в которой побывал когда-то я.
Моя мама увидела, что положение скверное, и решила перевести меня в другой класс. Мне посчастливилось попасть в заботливые руки талантливейшего педагога, Валентины Ильиничны Ульяновой.
Мама в профессии
– Когда я вспоминаю о школе, первое, что возникает в моей памяти, – это образ Валентины Ильиничны. Я называю её мамой в своей профессии. Этому учителю обязан очень многим. Сегодня ей уже за восемьдесят, но мне кажется, что она совсем не меняется. Спустя буквально несколько месяцев пребывания в её классе у меня выправился почерк, подтянулись оценки. Я стал более разговорчивым, открытым и творческим ребёнком. Отличником не был, но появился большой интерес к учебе.
И в этом однозначно заслуга Валентины Ильиничны. Как ей это удалось? Её уроки были нестандартными. Например, на природоведении у нас под партой мог оказаться кот Матроскин, или мы могли лечить больных голубей, или, переливая аквариум, спасать золотую рыбку, или идти в далёкий поход на могилу неизвестного солдата, или изучать растения в сосновом бору. На праздники мы устраивали «Огоньки» дотемна с родителями и непременно с чаепитием. Это всё она. Начальная школа пролетела очень быстро, оставив множество ярких воспоминаний. Когда мы перешли в пятый класс, про Валентину Ильиничну никто не забыл. Мы продолжали к ней ходить, навещали вплоть до окончания школы. Я часто разговаривал с ней по душам. Когда в выпускных классах передо мной встал вопрос о выборе профессии, я понял, что хочу быть как она. Валентина Ильинична помимо преподавания подрабатывала в школе сторожем. А я жил неподалёку. Бывало, выйду вечером со двора, а свет в окошке нашего класса всё горит. И тогда я приходил к ней, и мы подолгу беседовали обо всём на свете. Моё желание стать учителем становилось всё крепче. Своей мечте я не изменил и после школы получил профессию преподавателя истории.
Всегда на связи
– С момента окончания школы прошло много лет, но связь со своим наставником, Валентиной Ильиничной, я не терял никогда. Наши отношения давно стали дружескими и почти семейными. Сейчас мы иногда созваниваемся, делимся новостями, всё рассказываем друг дугу, радуемся успехам и переживаем неудачи – всё, как в старые времена. Я хожу в школу уже сорок лет, и не было ни одного года, чтобы я не купил букет цветов и не принёс их любимой учительнице. Она стала для меня по-настоящему родным человеком. Часто приглашаю её на разные школьные мероприятия и даже педсоветы. Мне важно её мнение, и я стараюсь прислушиваться к её советам. Думаю, что педагоги должны быть именно такими. Пример Валентины Ильиничны в очередной раз доказывает, что учитель – это не просто профессия, это призвание, которое даётся человеку свыше. В свою очередь, я тоже выбирал профессию не потому, что некуда было идти, а именно по призванию. Меня часто спрашивают, как мне работается на директорском посту вот уже столько лет.
А я просыпаюсь каждый день с ощущением радости и праздника, потому что искренне люблю свою работу. И этот огонь во мне зажгла именно Валентина Ильинична. За это я ей буду благодарен до конца жизни.
Стать семьёй
– Мне кажется, что идеальная модель школы – семейная. Хочу отметить, что у нас модель именно такая. В школе мы можем и ссориться, и мириться, переживать взлёты и падения, вместе радоваться и вместе плакать. Когда я учился в школе, наш директор здоровался со мной за руку. Сейчас директором стал я и с нашими ребятами тоже стараюсь здороваться по-особенному, показывая своё неравнодушие и уважение к ним.
Также могу с уверенностью сказать, что стать одной большой семьей нам удалось с моими одноклассниками. Мы по-прежнему общаемся с некоторыми и регулярно проводим встречи выпускников. Наш класс по-настоящему дружный. Этого не получилось бы без кропотливого труда нашей Валентины Ильиничны, которая в своё время приложила все усилия, чтобы мы выросли достойными людьми и стали теми, кем сегодня являемся. Она – настоящий герой. Низкий ей поклон за всё.
Записала Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из личного архива Антона Ковалева