Известные калужане делятся воспоминаниями о своих педагогах и наставниках
- Школа:
Гимназия № 19 г. Калуги
- Годы учебы:
2002–2013 гг.
- Сегодня:
солист Калужской областной филармонии
Класс стал семьёй
– Мы жили на улице Окружной. В этом микрорайоне школ много, но родители выбрали девятнадцатую. Как раз в это время учебное заведение получило статус гимназии.
Я попал в класс к Елене Ивановне Афониной. Она была молодым, но уже опытным педагогом. Ее отличали доброта и душевное тепло. Педагогу удалось объединить нас, совершенно разных ребят, в сплоченный коллектив. До сих пор мы общаемся и дружим. Елена Ивановна сразу располагала к себе, могла найти подход к любому и никогда не повышала голос. Строгость, конечно, присутствовала, но добрая, без малейшего намека на злость или агрессию.
У нас было много интересных мероприятий, класс часто выезжал на экскурсии. Новый год мы обычно праздновали в кафе на площади Победы. После четвертого класса был выпускной, и каждому подарили футболку с общим фото. В этом году у нас была встреча выпускников, на которую пришли почти все. Оказалось, что кое-кто из одноклассников до сих пор хранит эту памятную футболку!
Расправить крылья
– Мне очень повезло с педагогами. Никто из них не относился к своей работе формально. Они отдавали нам сердце, принимали наши проблемы и наши успехи как свои. Такой была и Ирина Ивановна Маланичева, наш классный руководитель.
Считается, что детям сложно перейти из начальной школы в среднюю, где много новых предметов и новых учителей. Я же, напротив, расправил крылья, потому что стало больше простора для творчества и общения. Ирине Ивановне удалось сохранить атмосферу сплоченности и семейного уюта, которую в начальной школе создала Елена Ивановна Афонина. Как и наш первый учитель, она обладала важными качествами – добротой и любовью к детям. Каждый ученик был ее ребенком, в каждого она вкладывала свою душу.
Ирина Ивановна контролировала нас и всегда была на связи с родителями. Каждый знал: прогулял урок – жди звонок. Это была не чрезмерная строгость, а неравнодушие и забота, которую мы принимали с теплом и уважением.
Школа во многом сформировала меня как личность. До поры до времени я был довольно хулиганистым мальчишкой, но педагоги помогли направить энергию в нужное русло, найти применение способностям и интересам. Однажды я обратил внимание на колонки, которые висят в школе на каждом этаже, но никогда не звучат. Пошел к директору Александру Владимировичу Рахаеву и сказал, что хочу сделать радио. Он поддержал мою инициативу. Все летние каникулы я провозился с аппаратурой, и радио заработало. У меня был собственный кабинет, который закрывался на ключ. Утром я должен быть включить музыку для утренней зарядки, на переменах тоже звучала музыка. Так вопрос с прогулами решился сам собой. По своей воле я поместил себя в такие рамки, что прогуливать было невозможно. Я взял на себя ответственность, и мне это нравилось.
Жизнь нашего класса была интересной и насыщенной. Два-три раза в год, перед каникулами, устраивали чаепитие с дискотекой. Помню, как вместе с одноклассником зимой вез в школу аппаратуру на санках.
В конце учебного года вместе с Ириной Ивановной мы выезжали в яблоневый сад на Терепце – отдыхали на природе, жарили шашлыки. Было очень весело. Когда-то Ирина Ивановна ходила вместе с учениками в походы с палатками, но мы могли только мечтать о таком: в наше время детей чрезмерно опекают.
Ирина Ивановна преподавала русский язык и литературу. Как я понимаю теперь, она давала материал очень хорошо, грамотно и профессионально, но меня в 15 лет совершенно не интересовали биографии поэтов. Тем не менее ЕГЭ я сдал достойно. А наша староста Лера Ларичева пошла по стопам любимого педагога и стала учителем. Ирина Ивановна была ее наставницей в профессии.
Педагогу удавалось мастерски разрешать противоречия, которые неизбежны даже в самом дружном коллективе. Она находила правильные слова, чтобы мы поняли, кто прав, а кто нет. При этом ей удавалось сгладить острые углы, примирить конфликтующие стороны и восстановить мир и дружбу.
В 10-м классе был драматичный момент, когда меня чуть не исключили из школы за неуспеваемость. Физику у нас преподавал Борис Викторович Кузнецов. Это был прекрасный педагог, его ученики легко поступали в технические вузы. Но у меня таких планов не было, я считал, что в жизни физика мне не пригодится – собственно, так и получилось. Я был активистом, пел на школьных концертах и вел дискотеки, участвовал в творческих конкурсах, и это интересовало меня гораздо больше, чем учеба. Но Борис Викторович был принципиальным и строгим, его предмет надо было знать, иначе никакие заслуги не спасут. В какой-то момент эмоции взяли верх, и я вместе с двумя друзьями чуть было не ушел из школы. Помню классный час, на котором обсуждали эту ситуацию. Весь класс переживал за нас. Благодаря поддержке и участию нашего классного руководителя ситуация разрешилась благополучно.
Ирина Ивановна ушла из школы через два года после того, как выпустила нас. Мы не теряем связь, общаемся, встречаемся.
Музыка навсегда
– Я пою всю жизнь. Когда учился во втором классе общеобразовательной школы, поступил в ДШИ № 2 им.
С. С. Туликова на фортепианно-хоровое отделение. Сопровождала меня на этом пути Татьяна Алексеевна Латышева – педагог по фортепиано и концертмейстер. Со мной ей приходилось нелегко. Однажды я не пришел на экзамен, потому что не выучил партию, и опозориться на сцене было страшнее, чем понести наказание.
Я очень любил хор, а вот сольфеджио терпеть не мог. Татьяна Алексеевна, поняв, что заставлять меня играть по нотам бесполезно, садилась за инструмент рядом со мной и показывала, а я повторял за ней, снимал с рук, на слух определяя, правильно играю или нет. Благодаря такому подходу педагога я смог овладеть этим инструментом. Фортепиано всю жизнь со мной, играю ежедневно. То, что я стал профессиональным вокалистом, во многом заслуга Татьяны Алексеевны Латышевой.
Записала Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото из личного архива Владислава Миронова