Школа: № 45
Годы учебы: 1995–2005 гг.
Ныне: учитель русского языка и литературы школы № 13, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»
Математика – это не страшно
– Когда я пришла в первый класс, меня с искренней и радостной улыбкой встретила моя первая учительница – Елена Александровна Пархоменко.
Я уже умела читать, поэтому не испытывала особых сложностей в учебе. И все же новая обстановка, незнакомые люди, перемена всего уклада жизни вызывают у любого ребенка опасение и тревогу. Елена Александровна быстро смогла их развеять. В класс она входила в красивом платье, улыбалась нам и говорила: «Доброе утро! А сегодня мы будем познавать!» И мы познавали. Она вела уроки так, что они пролетали на одном дыхании.
А еще она всегда умела найти нужные слова, успокоить и ободрить. Русский язык и чтение давались мне легко, а вот с математикой я не дружила. Даже от вида учебника на парте мне становилось физически плохо, словно все сжималось внутри. Но Елена Александровна говорила: «Яна, возможно, это не твое поприще, но ведь можно находить прекрасные моменты и в математике. Например, красиво писать цифры». И я на этом «выезжала». Математика давалась трудно и в средней, и в старшей школе, и в университете, но страха и ужаса я уже не испытывала.
Чтобы привить нам любовь к чтению, Елена Александровна беседовала с родителями, объясняла, что нужно стремиться больше времени проводить в кругу семьи, с детьми, а чтобы это время не было пустым, надо читать вслух. Авторитет у нее был беспрекословный, поэтому я и сама много читала вслух, следуя ее рекомендациям. Научилась читать сначала быстро, а потом и вдумчиво.
Первая книга, которую мне посоветовала прочесть Елена Александровна, – «Три толстяка» Юрия Олеши. Ее не было в школьной программе. Вначале я заставляла себя читать, а потом не могла остановиться, представляя в своем воображении героев книги и их приключения.
Мне хотелось быть похожей на нее. Елена Александровна всегда прекрасно выглядела, тщательно продумывала свой костюм. Она стала для меня примером того, как профессиональный стиль учителя находит отражение в том числе и в одежде.
Дружба навсегда
Школа – это не только учеба, но и дружба, общественная жизнь, добрые дела. К сожалению, в наше время уже не было пионерской организации и комсомола, а «Движение Первых» еще не появилось. Елена Александровна устраивала для нас мероприятия, где мы могли себя проявить. Помню нашу команду «Веселушки» – педагог придумала нам необыкновенные, фантастические прически на каркасах из проволоки.
Класс у нас был очень непростой в плане учебы и поведения. Способности у детей были разные, но Елена Александровна смогла максимально раскрыть потенциал каждого. Ее воспитательные беседы были ничуть не похожи на занудные нотации, это был спокойный доброжелательный разговор. Мы любили ее и боялись огорчить, поэтому старались учиться и вести себя как можно лучше. На выпускной Елена Александровна сочинила стихотворение каждому ученику, и я точно знаю, что мои одноклассники их хранят. Тогда, в начальной школе, у меня появились друзья на всю жизнь. Став взрослыми, мы продолжаем общаться и дружить семьями. Сейчас у меня учатся дети моих бывших одноклассников, и мы общаемся уже как учитель и родители. А сплотила и подружила нас наша первая учительница.
В прошлом году я отмечала юбилей, и Елена Александровна вместе со своим классом прислала мне видеопоздравление. Я увидела, с каким неподдельным восхищением смотрят на нее новые воспитанники. Прошло много лет, а она по-прежнему красива и элегантна, у нее все та же чарующая улыбка, в глазах светится доброта. Она искренне любит своих учеников, и они отвечают ей тем же.
«Указка должна быть короче»
Первый класс, по моему мнению, на всю жизнь определяет отношение человека к школе. Благодаря Елене Александровне я ее полюбила, поэтому выбор профессии не был для меня сложным. Я окончила филфак КГУ и, не раздумывая, пошла работать в школу.
Помню, как наша учительница дала нам задание – нарисовать, кем мы хотели бы стать. У меня получилась зеленая доска, и возле нее – маленький человечек с огромной указкой. Когда я показала свой рисунок, Елена Александровна улыбнулась и сказала: «Яна, улыбка должна быть шире, а указка –
короче!» Эту фразу я вспомнила и переосмыслила много лет спустя. Когда педагог не указывает, а подает пример, когда он искренне расположен к ребенку, то и ребенок расположен к нему. Когда учитель доверяет ребенку, то и ребенок доверяет учителю, не боится допустить ошибку, знает, что ему помогут, проведут мимо препятствий, которые он на своем пути может встретить.
Елена Александровна заметила и помогла развить мои актерские задатки. Во мне с детства заложено, что каждый человек талантлив. Благодаря этому я не боюсь сцены, люблю и умею выступать на публике, будь то театральный этюд, публичная лекция или открытый урок.
Она научила меня чувствовать, что нужно ученику. «Для того чтобы понять, ребенку надо увидеть, – говорила Елена Александровна, – а чтобы увидеть, надо создать». Когда я училась в ее классе, то наблюдала это со стороны ребенка. Сейчас, проработав больше десяти лет учителем, я точно знаю, что нужно давать ученику простор для творчества. Когда он, не сдерживая себя, что-то выдумывает и делает сам, это дает лучший результат. Этот принцип я взяла за основу для своих методических разработок.
В прошлом учебном году я участвовала во Всероссийском конкурсе «Учитель года», и Елена Александровна оказала мне неоценимую поддержку. Когда я позвонила своему педагогу, чтобы поделиться радостью после победы на областном этапе конкурса, Елена Александровна сказала: «Если даже один человек пошел по моим стопам, значит, я не зря прожила жизнь». Все свои профессиональные победы я посвящаю ей.
Записала Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото из личного архива Яны Степановой