Он был ярким и разностороннее одаренным человеком и, безусловно, имел все шансы состояться как ученый-исследователь, причем сразу в нескольких научных областях. Однако своим основным призванием считал педагогику.
На собственные средства Фёдор Мефодьевич открыл частное реальное училище, которое стараниями его коллег на рубеже XIX–XX веков превратилось в самую престижную школу в Калуге.
Его университеты
Шахмагоновы были выходцами из Белоруссии. В автобиографии Федор Мефодьевич называл себя «сыном крестьянина б. Могилевской губернии», хотя в метрической книге он записан как сын мещанина.
Федор родился в 1875 году в Москве, его отец, Мефодий Афанасьевич, работал приказчиком в молочной лавке. О детстве позже он вспоминал: «Отец, обремененный большой семьей – три сына и три дочери – и занимая очень скромное общественное положение, не мог дать детям повышенного образования. Старший мой брат окончил курс низшего технического училища, сестра и младший брат учились в Московском мещанском училище и лишь я один мог окончить курс гимназии, куда попал на бесплатную вакансию благодаря содействию одного из преподавателей. Впрочем, мое среднее образование едва не остановилось на полдороге. Когда я был в 5-м классе, умер хозяин моего отца, а наследник не пожелал продолжать торговлю и ликвидировал дело. Наша семья в те времена переживала очень тревожное положение. Правда, старший брат уже кончил курс железнодорожного училища и служил слесарем в мастерских Московско-Брестской железной дороги. Старшая сестра также ушла с отцовского попечения: вышла замуж за сельского учителя. Но все же семья в шесть человек, считая родителей, осталась внезапно без всяких средств. Отцу вскоре посчастливилось получить место кондуктора на железной дороге. Его 18-рублевое жалование – это все, на что могла рассчитывать семья. Пришлось всем подрабатывать: мать брала работу в кондитерской, завертывала в бумажки конфеты, сестра и младший брат имели прекрасный почерк и время от времени переписывали бумаги, которые я получал для них от присяжного поверенного. Сам я начал давать уроки, копировал, брал из типографии корректуру, а в каникулы уходил в типографию на постоянную работу. Так совместными усилиями отвоевали мы право на жизнь».
К 16 годам Федор успешно окончил 3-ю Московскую гимназию, а затем физико-математическое отделение Московского университета с дипломом I степени. В университете он специализировался по физике под руководством профессора Николая Умова. С университетским дипломом, по его собственному признанию, «пошел по педагогическому пути, с которого не сходил все 40 лет последующей жизни».
От студента к учёному
Первым местом работы молодого педагога было русское отделение приготовительного класса реального училища при французской колонии в Москве, где Шахмагонов преподавал арифметику. Отделение было открыто в 1894 году и просуществовало 6 лет. В год начала педагогической работы он знакомится с профессором А. П. Павловым (впоследствии академиком) и становится постоянным участником его экскурсий и геологических изысканий. А уже в 1886 году, по его словам,«снова надел студенческую форму, не оставлял, впрочем, учительства, деля свои симпатии между рыбоведением и геологией».
В 1900 году Федор Мефодьевич вторично закончил университетский курс, но уже естественно-научное отделение, и был оставлен при университете в качестве ассистента профессора биологии Н. Зографа. Как он потом вспоминал, «это было время самой плодотворной работы. За эти два года я сделал по линии повышения моей квалификации больше половины того, что следовало сделать для упрочения моего положения научного работника».
В конце 1902 года Шахмагонов уезжает из Москвы в Зарайск. Любопытные сведения об этом периоде находим в воспоминаниях его внука: «Отец моего отца приехал преподавать в Зарайск. Там у него была красавица-ученица Варвара Николаевна Масленникова… Он в нее влюбился, сделал предложение, и ее отец, Масленников, сказал: «Ну вот, хоть один путный человек», потому что у него остальные дочки неудачно вышли замуж. Он дал ей большое приданое. Федор Мефодьевич взял это приданое и построил реальное училище в Калуге, где бабушка, кстати, преподавала рисование».
В 1904 году Шахмагоновы приезжают в Калугу. «Мы поселились в маленькой квартирке на Никольской улице» (ныне это дом по адресу ул. Луначарского, 23). В. Ассонов познакомил его с П. Каннингом, который в свою очередь познакомил его с Циолковским. «После этого знакомства Федор Мефодьевич часто встречался с Циолковским в доме Каннингов. Обсуждались многие вопросы, связанные с запуском ракеты, делались какие-то расчёты, вычисления. Однажды мне муж сказал, что ракета полетит на Луну. Помню, у нас были снимки разных материалов, из которых должна быть сделана эта ракета, но все это затерялось с переездами. Федор Мефодьевич и Павел Павлович часто на крыше нашей квартиры (крыша была очень плоская и на нее выходили прямо из окна второго этажа) рассматривали небо, Луну и другие планеты. При этом всегда велись очень интересные разговоры о планах Каннинга по созданию в Крыму обсерватории для Циолковского», – писала Варвара Николаевна Шахмагонова.
Поражает круг научных интересов молодого ученого. Он не расстается с Москвой, деля время между провинцией и столицей: еженедельно проводит несколько дней в Москве, работая то в Зоологическом музее университета, то участвуя в экспедициях А. П. Павлова в окрестностях Москвы, а зимой обрабатывает собранный материал в геологическом кабинете.
С 1904 года Фёдор Мефодьевич преподавал математику и физику в Калужской женской гимназии Саловой и исполнял обязанности классного наставника Калужской мужской гимназии. По его мнению, существовавшие в Калуге учебные заведения к этому времени уже не могли в полной мере удовлетворять спрос на среднее образование, кроме того, казенные гимназии отличались консерватизмом и рутинными методами в деле воспитания и обучения детей.
Реальное училище на новый лад
Вместе с коллегами – Априамовым, Строковым и Фёдоровым – Ф. Шахмагонов разрабатывает устав нового учебного заведения. Они создают общественный комитет, в который входили преподаватели школы, все родители обучающихся и избранные граждане Калуги.
6 августа 1906 года Шахмагонов был назначен председателем педагогического совета вновь образованного Калужского общественного реального училища, что открылось на Богоявлениской улице в доме Билибина. Обучение было платным и определялось доходом семьи, при этом мальчики из малообеспеченных семей учились бесплатно. В первый год в училище поступили 90 учеников, были открыты один основной и три приготовительных класса. Таким образом была учреждена целая школа с трёхгодичным курсом, которая готовила детей к обучению в основных классах училища. Экзамены начинались только с четвёртого класса. Появились дополнительные и внеурочные занятия, расширился круг чтения реалистов; были разработаны особые программы, благодаря которым со второго приготовительного класса ввели курс немецкого языка, а с третьего – изучение природоведения. Кроме того, после полного курса приготовительной школы вводилось изучение второго иностранного языка – французского. Частичное распределение нагрузки было сделано и в курсе русского языка и математики. По мнению нового директора, эти изменения помогли разгрузить учеников средних классов (3-го и 4-го) и ввести в школе лепку, музыку и латинский язык. Последние два предмета были факультативными, музыка (скрипка – рояль) – за особую плату, латинский язык – бесплатно. Но самым существенным было то, что отсутствие балльной системы и введение экзаменов только в старших классах воспитывало в учащихся серьёзное и сознательное отношение к занятиям.
Среди учеников проводилось анкетирование на предмет выявления их круга чтения, проводились концерты училищного хора и струнного оркестра.
Учителя интересовались и досугом школьников, врачи следили за здоровьем своих подопечных, имелся стоматологический кабинет.
С 1911 года училище получает статус государственного, в 1913-м в нем открывается параллельное отделение по программе мужской гимназии. В 1916 году общественный комитет постановил «присвоить на вечные времена в память особых заслуг учредителя» образовательному учреждению на Богоявленской улице имя «Гимназия и училище имени Шахмагонова».
В 1914 году училище в придачу к двухэтажному зданию получает трехэтажную краснокирпичную пристройку и становится частной гимназией. По время Первой мировой войны в училище действовал кружок помощи воинам, который организовывал лекции, пополняя благотворительный фонд.
В 1911 году Шахмагонов сдает магистерские экзамены и академик А. Павлов предлагает ему вести практические занятия по геологии в только что открытом Московском археологическом институте. Так в Калужской губернии появляется Калужское отделение Московского археологического института. Федор Мефодьевич организовал первый набор слушателей (40 человек) на два двухгодичных отделения: археологии и археографии. Читать лекции приезжали преподаватели из Москвы, сам же он читает курс геологии и геофизики. Занятия проходили в помещении училища. Калужское отделение Московского археологического института просуществовало до 1922 года, было пять выпусков.
Работу в училище он успешно совмещает с наукой – пишет работы по зоологии и ихтиологии, в 1912 году участвует в международном съезде ихтиологов в Германии, где представляет соответствующий отдел Русского Общества акклиматизации животных и растений. Из трудов съезда две работы по биологии были написаны на немецком языке. Им также опубликованы работы в области геофизики, геологии и археологии. И, наконец, учебники по физике, рабочие тетради и методические материалы, статьи по вопросам методики преподавания математики и работе со счетной линейкой.
Кстати, сам Федор Мефодьевич довольно сдержанно оценивал собственные научные достижения. «Несмотря на тяжелое, полное нужды детство, я успешно и рано закончил курс средней школы. Это позволило мне потом несколько раз садиться за ученическую скамью и в высшей школе, и я получил довольно широкое общее образование. Но в этом есть и теневая сторона… Я – директор средней школы и преподаватель высшей, как научный сотрудник не мог сосредоточиться на какой-либо узкой специальности.
Я работал в области ряда смежных дисциплин – физики, геологии, геофизики, биологии и даже археологии. Некоторые из моих работ получили признание, и им я обязан своим повышением до профессорского звания. Особо крупных или выдающихся работ я не написал, значительных научных открытий также за мной не числится. Из напечатанных моих работ особенное внимание обратили на себя материалы к магистерской диссертации «О воздушном дыхании рыб». Из работ практического характера заслуживает внимания «Очерк геологического строения Батракского косогора», предназначавшийся как материал для прокладки нового железнодорожного пути между Сызранью и Самарой. Я первым доставил в Москву образцы угля с севера. Три года подряд (1912–1914) провел я на разведках в бассейне Уссы, правого притока Печоры. Семь лет спустя за эту работу взялся профессор А. Чернов. Он продолжил, углубил ее и развил огромное промышленное значение северного каменноугольного бассейна», – писал ученый в автобиографии.
Советская школа
До 1917 года Федор Мефодьевич получил личное дворянство, чин надворного советника, орден Святого Станислава III степени, дважды избирался гласным городской Думы города Калуги. После Февральской революции стал одним из руководителей культурно-просветительской комиссии губернского ведомства, организовал Калужское общество изучения природы и местного края. В рядах этого общества состояли практически все местные ученые, занимающиеся естественно-научным направлением, – более 90 человек. Эта организация, кстати, в 1921 году выступила с ходатайством перед наркоматом просвещения о назначении К. Э. Циолковскому пенсии и академического пайка, издавала труды учёного.
При новой власти частное реальное училище было реорганизовано в 3-ю единую трудовую школу, Ф. Шахмагонов был назначен ее директором. 1919 год, повсеместная разруха, а школа работает в своем здании, имеет несколько мастерских (переплётную, столярную, слесарно-механическую, сапожную, портновскую и электромонтажную с опытной электрической станцией), театрально-творческие студии, а также прекрасно оборудованные лаборатории.
В листке по учёту кадров есть запись, что с 1920 по 1929 год Шахмагонов работал в Управлении Сызрано-Вяземской железной дороги в должности начальника отдела просвещения. Свою научную деятельность ученый не прекращает, что видно из перечня его опубликованных работ.
В 1929 году Федор Мефодьевич окончательно переселяется в Москву, заведует учебной частью Московского центрального института повышения квалификации ВСНХ СССР. Последние 5 лет педагогической работы прошли в Промышленной академии имени Сталина, где он руководил кафедрой физики.
Сейчас в здании бывшего реального училища находится школа-интернат № 1, где в музее хранятся документы о жизни и деятельности этого удивительнейшего человека. За свою жизнь он воспитал не одно поколение молодёжи, тружеников, будущих учёных и изобретателей. Среди них были основоположник космического естествознания Александр Чижевский, выдающийся химик Виктор Ленгольд, изобретатель путеукладчика Владимир Платов, калужский архитектор Вячеслав Попов и многие другие. И представляется большой несправедливостью, что в городе до сих пор нет ни улицы, ни даже мемориальной доски, которые бы увековечили память замечательного калужанина Федора Шахмагонова.
Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА. По исследованиям Ю. Зельникова и Е. Тищенко.
Фото из собрания музея школы-интерната № 1 и из Госкаталога музейного фонда