Навязчивая уличная реклама в центре города лишила калужан покоя. Изо дня в день молодой человек вещает в мегафон, стоя на углу улицы Кирова и Московской. Проходит неделя, месяц, а магазин никак не может распродать товар.
Нагло и грубо
Поведение вещателей становится всё агрессивнее. Они уже и мегафон к дорожным знакам скотчем приматывали, и на стремянку становились. Да и точки распродаж стали расползаться по городу. Теперь их можно встретить у ТЦ «М-Гранд», ещё раньше – у магазина «Фаворит».
Яркие шарики, бьющая по ушам музыка и навязчивые молодые люди – отличительная черта таких промоакций. В какой-то момент лишь информировать калужан о распродаже «рекламистам» показалось недостаточно. Зазывалы стали лично обращаться к прохожим, преимущественно девушкам, порой хватая их за руки и пытаясь чуть ли не силой завести в магазин.
– Посмотрите, вот счастливая обладательница новой вещи! – кричит, надрываясь в мегафон молодой человек, указывая на девушку, вышедшую из магазина. – Она улыбается, она счастлива! Торопитесь и вы купить качественный товар по невероятно низкой цене.
Тут же другой молодой человек подбегает к проходящим девушкам: «Дамы, не проходим мимо! Только сегодня и только для вас умопомрачительные скидки!»
Бизнес кричит
«Звук стал громче, поведение ещё хуже. Вещание весь день. Сегодня промоутер весьма цинично в ответ на замечание спросил: «А что, шерифа пришлёте?» Неуважение к гражданам, к власти, безнаказанность. И наша беззащитность, – жалуется в соцсетях Наталья, жительница улицы Кирова. – В нетрезвом состоянии пытались хватать за руки, чтобы заманить в магазин».
«Он пристаёт к прохожим и позволяет глупые шуточки. Это очень отвлекает людей. Место, где люди сосредоточенно переходят дороги и надо быть предельно внимательным, не для таких клоунов. Сегодня чуть не упала из-за него возле проезжей части», – пишет Маргарита Осина.
«Он ещё до Нового года стоял на этой лесенке и распевал песни в рупор. Такого формата рекламы раньше не видела. Были с маленьким ребенком. Когда надо было переходить дорогу, ребенок не мог оторвать глаз от субъекта на лесенке. Пришлось чуть не силой его тащить, чтобы успеть на зелёный светофор перейти дорогу», – рассказала в «Фейсбуке» Анна Аскерова.
«Прямо вспомнила, как на Черкизовском рынке также зазывалы работали! Но это ж рынок, а не центральная улица! Ужас! Предлагаю на место, где он стоит, насыпать много семечек, голуби и воробьи сделают свое дело, ну и птичек покормить», – шутит Ольга Печеновская.
Дойти до ручки
Если навязчивые мужчины-промоутеры у прохожих вызывают лишь раздражение, то жителей окрестных домов выводят из себя не на шутку. От громкоговорителя не спасают даже пластиковые окна. Слушать навязчивую рекламу и приставания к прохожим приходится целыми днями.
И это бич не только Калуги. В 2016 году москвич застрелил из ружья девушку из-за раздражающей рекламы. Он неоднократно просил ее «выключить громкоговоритель», «убираться прочь», «замолчать». Но она не реагировала. Мужчина, не выдержав, открыл стрельбу прямо из окна.
Калужане пытаются решить вопрос мирно, используя все законные способы. Сначала они делали замечания промоутерам, затем обратились в управление административно-технического контроля и полицию.
– Мы проводим с людьми, занимавшимися агрессивной рекламой, разъяснительную работу, – рассказали в управлении административно-технического контроля. – Штрафовать не имеем права. Они не нарушают правил благоустройства. Вот если бы здесь была незаконная рекламная конструкция, то тогда мы могли бы принимать к ним меры.
Как нам рассказали в отделе контроля в сфере потребительского рынка управления экономики, правила благоустройства уличные зазывалы не нарушают, такой способ рекламы не запрещён.
Единственное, за что можно привлечь молодых людей, так это за нарушение закона о тишине.
В пресс-службе УМВД России по Калуге нам объяснили: чтобы принять какие-то меры, нужны письменные обращения в полицию. Но люди предпочитают жаловаться в соцсетях. Только по факту личных обращений стражи порядка проводят проверку и направляют материалы дела в административную комиссию. И только комиссия может принять решение оштрафовать или нет агрессивных промоутеров.
Местные жители обращались в правоохранительные органы. И на несколько дней на улице Кирова становится тихо. Но рекламщики возвращаются вновь и вновь.
Ведь как только у них заканчивается контракт с одним магазином, тут же появляется с другим. Видимо, всё же на такую рекламу калужане реагируют рублём, и выручка торговых точек растет в разы. Значит, и уличные зазывалы еще долго будут досаждать калужанам.
Тем временем
В Госдуме обсуждается законопроект, запрещающий звуковую рекламу на улицах. Правительство его поддержало, но, как сообщает «Российская газета», предложило доработать – конкретизировать, на каких именно зданиях нельзя монтировать громкоговорители и территорию тишины – расстояние до жилых домов.
В настоящее время закон «О рекламе» запрещает лишь «распространение звуковой рекламы при помощи транспортных средств». Поэтому громкоговоритель можно поставить на крышу торговой точки, прикрутить к автобусной остановке, повесить на столбе или дать мегафон в руки человеку.
Кричащие промоутеры в любой момент могут вернуться на улицы Калуги и начать расхваливать товар прямо под вашими окнами. Остаётся только запастись терпением и надеяться, что закон, который поможет найти на них управу, будет принят в ближайшее время.
Елена Володина