Главный архитектор Калуги Алексей Комов – об итогах прошедшего в Москве 30-го международного фестиваля «Зодчество» – образовательно-выставочной площадки, на которой можно ознакомиться с современной архитектурой и градостроительством России
У архфестиваля в этом году двойной юбилей: «Зодчество» проходило в год 90-летия Союза архитекторов. Его тема – «Отражение». «На протяжении трёх десятилетий мы вместе создавали масштабное зеркало эпохи. Пришла пора не только заглянуть в него, но и, разорвав цепи мелочных предрассудков, начать действовать, чтобы сохранить профессию и выйти на новые рубежи отечественной архитектуры», – заявлено в манифесте куратора форума.
Калужская коллаборация
– Алексей Олегович, второй год подряд вы становитесь куратором «Зодчества».
– Такая ситуация не редкость, это вопрос доверия. 30 и 90 лет – две большие даты, на которые была подвязана вся деловая программа и экспозиция фестиваля. Для меня как куратора это серьезная ответственность. И если прошлогодний фестиваль был определенным экспериментом с темой «Истина», в этот раз чересчур экспериментировать было бы легкомысленно и не совсем корректно. Сложная задача – на шаг повысить планку и пафос «Зодчеству», сделав программу ещë более актуальной и захватывающей, насыщенной и тематически выверенной, – должно быть «вкусно» и одновременно статусно.
– Удалось задуманное?
– Думаю, да. 30 регионов-участников – это не просто красивая цифра, соответствующая юбилею, но и палитра региональной архитектурной политики, тем более сегодня, когда появились новейшие вызовы.
– Как была представлена Калуга в выставочной и деловой программах?
– Как никогда широко. Сразу несколько наших проектов стали призерами. Так, фильм ТРК «Ника» «Космический Парфенон Калуги» получил Серебряный знак, обогнав достойные документальные проекты нижегородцев и воронежцев.
Второй год подряд Серебряный знак берет павильон нашего музея космонавтики. Хотя по размерам в этом году он был скромнее, но получился очень стильным. Он был посвящен юбилею Циолковского и влиянию его идей на отечественную архитектуру ХХ века. Центральный арт-объект стенда – скульптура современного питерского художника Антона Чумака, который сделал ракету – ажурную, из металлических стержней, как объемный чертеж. Она добавила пространству музейного павильона дополнительно образной насыщенности.
Стенд реставрационной компании «Строительный альянс» также получил диплом. Она презентовала два знаковых объекта наследия, восстановленных к юбилею города, – монументальный комплекс в честь 600-летия Калуги и краеведческий музей, усадьбу Золотарёва.
«Премиум-строй» представлял наш регион с крупным градостроительным проектом «Острова» – новым микрорайоном, который вскоре появится на севере Калуги, в районе улицы Тепличной. По праву он заслужил внимание министра строительства Ирека Файзуллина и также был отмечен дипломом.
Это проект, связанный с комплексным развитием территорий, который, по оценке специалистов из Минстроя, может стать модельным проектом для регионов ЦФО. Калужские девелоперы имеют в этом отношении большой потенциал, а у проекта, несомненно, есть будущее. Это совместная история: есть поддержка государства в лице муниципалитета и региона как регуляторов, и есть инвестор, который готов к реализации с выверенным и просчитанным проектом. Очень важно, что появляются те, кто готов созидать, вкладывать силы и средства в свой город.
Определенным прорывом я считаю, что среди нескольких сот участников большой конкурсной программы проект нашего ТЮЗа был отмечен дипломом в номинации «Общественные объекты».
Отражение в Оке
– Чем удивили студенческие работы по образовательному проекту «Моя река», презентация лучших из которых прошла на фестивале?
– Было показано шесть лучших студенческих концепций развития прибрежных территорий реки Оки под эгидой Единого института пространственного планирования РФ – команд из РУДН, РМАТ, МИИГАиК, МАРХИ, Калужского госуниверситета им. К. Э. Циол-ковского и Казанского государственного архитектурно-строительного университета, отмеченных профессиональным жюри.
Они оказались самыми оригинальными, живыми, яркими и футуристичными – такими должны быть идеи молодых и талантливых архитекторов. На презентации присутствовали ведущие российские эксперты в области строительства и архитектуры. Среди них – директор ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ» Дина Саттарова, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Новые идеи, самые разные – градостроительные, благоустроительные, социальные, связанные с айдентикой, – создали мощную базу, некую тактическую и стратегическую мозаику, которую при должном финансировании и внимании можно использовать и развивать.
– На ваш профессиональный взгляд, насколько эти проекты утилитарны?
– Ценность студенческих проектов – в умелом сочетании двух вещей. Желая заявить о себе, зачастую молодому спецу приходится прыгать через голову, однако всë должно быть четко разложено и выверено. Да, некоторые из этих проектов, если переводить их в рубли, – как две тульские набережные – с московским размахом. Самое главное – в них есть большая идея и глубокая аналитика. Благодаря этому есть комплексное видение. Не надо воспринимать студентов как детей, которые рисуют что-то нереальное. Это неуважение к профессии и к тем институтам, которые готовят специалистов. Именно они потом будут проектировать наши города. Кроме того, важный момент – привлечение внимания к Калуге в принципе. В течение года мы заявляем в городе большие событийные программы и проекты с особым вниманием федеральных ресурсных структур и одновременно даем серьезное развитие нашей калужской архитектурной школе. В «Моей реке» две номинации выиграл архитектурный факультет КГУ. Для них участие в мероприятиях подобного уровня дает очень сильный эффект профессионального роста. Они находятся в современном архитектурном контексте, приезжают на форумы, участвуют в конкурсах, общаются с мэтрами – это серьезный предметный разговор о том, как развивается город в конкретных локациях и в целом, от общего к частному и обратно.
– Получается, не стоит искать в студенческих работах лишь рациональное зерно?
– Студенческие работы в первую очередь показывают весь арсенал собственного архитектурного видения. Именно поэтому жюри любит судить подобные конкурсы – попадаются такие вещи, которые никогда не увидишь там, где все тотально зарегулировано. К примеру, проект «Музыкалуга» рассматривает наш город как центр музыкальной культуры и предлагает событийное благоустройство берегов в этом ключе. Неожиданно – берега и музыкальная история. Студенты казанского университета сделали потрясающий научный архитектурный анализ, который имеет интересные социальные выводы. Они берут на себя смелость и показывают горожанам, что их город, во-первых, уникален, а во-вторых, способен сам генерировать позитивные изменения.
С 18 по 28 октября все желающие смогут ознакомиться с этими проектами и задать вопросы молодым дарованиям на выставке работ, которая пройдет в Государственном музее истории космонавтики.
– Вы как куратор фестиваля представили свой спецпроект «Арка ХХХ-летия». Какова его дальнейшая судьба?
– «Отражение» – достаточно гибкая тема – это и 30 лет новой России и 30 лет фестивалю «Зодчество». С другой стороны, каждое достижение фестиваля – отражение собственной региональной архитектурной школы. «Арка ХХХ-летия», сделанная корпорацией «РУСЬ» из клееной древесины, олицетворяет собой нашу истинно русскую парадигму сочетания традиции и авангарда – взгляд в будущее и опору на прошлое.
Так, прошлогодний центральный арт-объект фестиваля – «Дедал» – в июне мы установили во дворе КГУ и открыли во время проведения 50-го Совета главных архитекторов субъектов РФ.
Триумфальная арка космической формы будет установлена в сквере Волкова со стороны Набережной – как входная группа и часть айдентики обновленного сквера.
В поисках новых имен
– Возвращаясь к 90-летию Союза архитекторов… Трудно ли сегодня молодому специалисту от архитектуры сделать себе имя?
– Если говорить о возрастном составе нашего «профсоюза», то в последние годы за счет бурного роста регионального архитектурного сообщества в наших рядах появилось много молодых, это не может не радовать. Но «принадлежать к цеху» и иметь вес в профессии – разница большая.
Сегодня у занимающихся нашим ремеслом есть масса возможностей – участвовать в конкурсах и межрегиональных проектах, нарабатывать портфолио. Для роста же мало творческих амбиций на пустом месте. Надо «набивать шишки» постоянной работой и вовлеченностью в процессы. Большинство архбюро «с именем» сделали себя, потому что много трудились: сначала, чтобы элементарно выжить на рынке, а затем – чтобы работать на свою репутацию. Гребли лапками, взбивая молоко в масло. Без созидания, без погружения, без продвижения своих идей самые замечательные проекты останутся лишь красивыми картинками.
Смысл фестиваля «Зодчество» в том, что он объединяет и дает возможность всем увидеть всех. Не все молодые, да и не только молодёжь обладают умением себя показать. Свою задачу как куратора главного архитектурного форума страны вижу в том, чтобы искать таланты, тех, кому нужна помощь, чтобы их «высветить», не дать им затеряться в общей массе и сделать все, чтобы они были увидены и услышаны профессиональным сообществом. В этом году это как никогда удалось.
Ольга Коновалова
Фото с личной страницы Алексея Комова в социальных сетях