Скрипачка Ирина Феофентова рассказала о своем творческом пути

Ирина Аркадьевна приехала в Калугу пять лет назад. Благодаря ей в нашем городе третий год подряд происходит уникальное событие – Международный фестиваль импровизаторов XEO PLANET.

Хео (Ксео) – эстрадный  псевдоним ее сына, Дениса Феофентова  – яркого  российского скрипача-импровизатора, пианиста и композитора.  

Педагог и музыковед Геннадий Макаров назвал его «Паганини XXI века». Фестиваль XEO  PLANET посвящен его памяти: в 2014 году талантливый музыкант трагически погиб на Камчатке в возрасте 27 лет.  

Из рода Вяземских

Прабабушка была племянницей известного русского ученого и врача Т. И. Вяземского, основателя Карадагской биостанции в Крыму.  

– Наверное, моя любовь к скрипке в какой-то мере предопределена семейной историей. На скрипке играл мой дедушка по линии Вяземских, Николай Иосфович Фелонин. Он был священником, служил в Рязанской губернии. Скрипка у него была очень редкая и ценная – возможно, из мастерской «русского Страдивари» Ивана Батова. Мама рассказывала, что даже из Москвы приезжали знатоки, предлагали за инструмент большие деньги. В тяжелые времена бабушке пришлось выменять дедушкину скрипку на полбуханки хлеба для ее троих маленьких  детей.

В музыкальную школу семилетняя Ирина поступила за компанию с соседской девочкой – так понравилась ей маленькая скрипочка в красивом футляре. Вскоре она поняла, что жить без скрипки уже не сможет. Ирина продолжила образование в Херсонском музыкальном училище, а затем в Кишиневской академии музыки.  

Первая скрипка

Ирина Феофентова играет на австрийской скрипке, которая появилась у нее во время учебы на третьем курсе Херсонского музыкального училища. К инструменту она относится трепетно, как к живому, одушевленному существу. Недаром внутри каждой скрипки есть маленькая деталь – душка, без которой она не звучит.

– С моей скрипкой связана интересная история. К нам в училище часто приезжали коммивояжеры из Закарпатья, Италии, Австрии. У них музыканты и способные студенты покупали профессиональные инструменты французских, итальянских, австрийских мастеров. Стоили они очень дорого, но ни в какое сравнение не шли с учебными фабричными скрипочками. Однажды к нам приехал коммивояжер из Австрии. Скрипки у него расхватали сразу. «А как же я? Мне ведь тоже нужна скрипка!» – сказала я своей учительнице. У продавца осталась  последняя скрипка, но он отказался даже показать ее: «Это моя, она не продается». Он попрощался, вышел, и тут случилось невероятное. Футляр раскрылся, скрипка выпала. Мужчина подхватил ее на руки, как ребенка, осмотрел. Скрипка чудом не разбилась, всего лишь отвалился гриф. «Ну, если так, я ее продаю!» – сказал хозяин. Наш педагог взял скрипку, привязал гриф веревочкой, начал играть. Она зазвучала божественно! Позвонили моей маме, она пришла и сказала: «Что я покупаю? Разбитую скрипку!» Преподаватели её убедили: «Она великолепна, звучит лучше всех!» Мы заклеили скрипку, и я до сих пор играю на ней. Она все чувствует, и голос у нее удивительный. 

Творческая «родословная»

Кишиневскую академию музыки Ирина Феофентова окончила с красным дипломом. 

– До сих пор студенческие годы для меня – источник вдохновения и радости, – говорит Ирина Аркадьевна. – Рано утром мы расходились по классам и самозабвенно трудились до позднего вечера. К моему госэкзамену педагог предложил мне выучить сложнейшее произведение, которое редко исполняют,  – «Чакону» И. С. Баха. «Ты справишься!» – сказал он, и я перестала сомневаться в своих силах. Во время экзамена мои однокурсники-скрипачи мне аплодировали, хотя в зале, где сидели члены жюри, это было запрещено.  

Общее дыхание

Окончив академию, молодая скрипачка вернулась в родной город, работала в Херсонском камерном оркестре. Коллектив исполнял сложнейшие программы, выступал с концертами по всей Украине, выезжал на гастроли в Москву. Через три года Ирина Феофентова переехала в Кишинев, пришла работать в симфонический оркестр Гостелерадио Молдовы. С этим коллективом она объехала всю Европу, побывала в Южной Корее, в Китае. Сейчас Ирина Аркадьевна играет в группе первых скрипок Муниципального камерного оркестра  калужского Дома музыки. 

– У каждого оркестра своя специфика, но в любом ансамбле музыкантам важно найти общее дыхание, общий стиль исполнения, – уверена она. – Мы, музыканты, должны слышать пожелания дирижера и воплощать его интерпретацию произведения. Переехав в Калугу, первые годы я скучала по симфоническому оркестру: не хватало его масштаба и мощи. Сейчас мне ближе камерное исполнение – более деликатное, изящное и, я бы сказала, более душевное и сердечное. 

О любимых музыкальных произведениях Ирина Феофентова говорит так, что хочется немедленно их послушать: Концерт № 2 В. А. Моцарта и Концерт ля-минор И. С. Баха, «Прекрасный розмарин» Ф. Крейслера, Романс ми-минор С. В. Рахманинова. В сольные программы Ирина Аркадьевна всегда включает музыку своего сына, Дениса Феофентова. 

В память о сыне

– У Дениса был уникальный слух – не просто абсолютный, а цветной, – вспоминает Ирина Аркадьевна. – Свой музыкальный талант он проявил еще в раннем детстве. Денис научился петь раньше, чем говорить. Музыка была для него таким же естественным способом выразить свои мысли, как речь. 

Настоящий «человек-оркестр», Денис Феофентов с легкостью осваивал любой музыкальный инструмент. Он изобрел собственные приемы игры на скрипке – «стиль Ксео». Скрипка при этом имитирует звуки ударных и клавишных, аккомпанирует сама себе. Окончив Академию музыки в Кишиневе, музыкант вел бурную концертную деятельность. К счастью, в архиве Ирины Феофентовой, в интернете и соцсетях сохранились его альбомы и видеозаписи выступлений.

 

В этом году фестиваль импровизаторов Xeo Planet прошел в восьмой раз, в третий раз – в Калуге. Площадки фестиваля – Дом музыки и Дом-музей А. Л. Чижевского. Фестиваль собрал рекордное число участников – 51. Импровизаторы выступали в пяти номинациях: инструментальная музыка, вокал, хореография, поэзия, живопись. «Музыкальный марафон» продолжался около восьми часов. 

– Главная тема фестиваля – связь Музыки, Творчества и Космоса – в его широком понимании. Это синтез одухотво-ренного звука, поэтического слова и пластики,

– объясняет Ирина Феофентова.

Каждый год фестиваль открывает новые имена, новые грани искусства импровизации, новое звучание произведений Дениса Феофентова, которые участники обязательно включают в свою программу. В  этот раз «Мои космические маримбы» впервые прозвучали на органе в исполнении доцента Нижегородской консерватории Натальи Трофимовой. Впервые на Xeo Planet выступили танцоры Инновационного театра балета ИКЦ и артисты Литературно-поэтического театра. 

Екатерина Шевелева. Фото из архива Ирины Феофентовой