Золотистый и ароматный мед издавна ценят за неповторимый вкус и полезные свойства. Но насколько оправданы наши ожидания при покупке его в магазине?
Недавнее исследование Роскачества вскрыло неприятную правду: каждая вторая банка мёда не отвечает обязательным требованиям. Среди основных нарушений – фальсификация сахарными сиропами, несоответствие заявленным сортам и даже перегрев продукта.
ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД
Цвет мёда указывает на его происхождение: светло-жёлтый характерен для цветочного мёда, янтарный – для липового, а коричневый – для гречишного. Если встретили продукт зелёного или розового цвета, будьте настороже: это признак использования красителей и добавок.
Аромат настоящего мёда – тонкий, приятный, свойственный конкретному сорту. Важный критерий качества – отсутствие посторонних запахов. То есть, например, малиновый мед не должен иметь аромат ягод малины.
Стоит заметить, что для некоторых сортов (каштан, дягиль) характерен лёгкий горьковатый привкус. А вот кислый свидетельствует о начале брожения, а карамельный вкус – о перегреве мёда.
Консистенция – проверка на вязкость и чистоту: мёд может быть как жидким, так и закристаллизовавшимся (засахаренным). Кристаллизация – естественный процесс, не влияющий на полезные свойства. Если мёд жидкий, покрутите банку: настоящий будет прозрачным, достаточно вязким и плавно перетекать от одной стенки к другой. Если заметили мутноватость или осадок – откажитесь от покупки.
ХИТРОУМНЫЕ УЛОВКИ
При выборе мёда будьте осторожны с экзотическими сортами, такими как апельсиновый, эвкалиптовый или манговый. Их яркие ароматы хоть и обещают уникальные вкусовые впечатления, но не стоит забывать, что на самом деле медоносных растений, с которых получают товарный мед, не так много: липа, гречиха, подсолнух, акация, каштан, дягиль и некоторые другие.
Одна из самых хитроумных уловок – ботаническая фальсификация. Недорогие сорта иногда смешивают и даже подкрашивают, чтобы выдать за дорогие экзотические деликатесы. Поэтому будьте внимательны, если на прилавках вас встречает множество ярких банок с необычными названиями.
Но это ещё не всё! Чтобы создать иллюзию свежего урожая, продавцы могут при высокой температуре растопить прошлогодний мед. В результате он теряет полезные свойства, образуется канцероген – оксиметилфурфурол.
Часто фальсификат делают и при помощи глюкозно-фруктозного сиропа. В таком продукте отсутствуют уникальные полезные вещества, вырабатываемые пчелами, – диастаза и пролин.
Определить ненатуральный мёд сложно. Для этого нужны лабораторные исследования. Однако есть простой и доступный способ выявить грубую подделку: возьмите небольшую порцию меда и добавьте каплю йода. Если он посинеет, знайте: перед вами – фальсификат.
ПОХОЖЕ, НО НЕ ТОТ!
Роскачество провело масштабное исследование 20 популярных марок фасованного мёда, продающегося в крупных торговых сетях. Результаты оказались нерадужными. Проверку проводили после вступления в силу новых поправок к закону о пчеловодстве, который ужесточает требования к качеству и безопасности меда.
В исследовании участвовали 20 популярных брендов: «Самокат» (гречишный), «Медовая долина» (липовый), «ВкусВилл» (натуральный фасованный), «Медовый край» (липовый), «Медовый край» (разнотравье), «Наша Сибирь» (цветочный), «Наша Сибирь» (цветочный, горный), «Дедушкин улей» (липовый), «Маркет Перекресток» (акациевый), «Берестов А. С.» (цветочный), «Медовый Дом» (разнотравье), «Тимоша» (цветочный), «О’кей» (гречишный), АШАН (гречишный), «О’кей» (липовый), «Иванова Пасека» (цветочный, горный), «Медовый день» (цветочный), «Маркет Перекресток» (цветочный), «Лента» (гречишный), Premium club (цветочный).
Из них лишь десять полностью соответствовали требованиям безопасности и качества. Остальные содержали признаки фальсификации или попросту не соответствовали заявленным характеристикам. Главная проблема, как и ожидалось, – добавление сахарных сиропов. Это подтверждается несоответствием соотношения фруктозы и глюкозы в пяти образцах: «Медовый край» (липовый и разнотравье), «Медовый дом» (разнотравье) и в трёх образцах бренда «О’кей» (липовый и гречишный). А это возможный маркер разбавления мёда сахарным сиропом или подкормки пчёл сахаром.
Еще один тревожный сигнал – заниженный уровень пролина, который может указывать на незрелый или фальсифицированный продукт. Этот показатель выявлен в трех образцах: двух от «О’кей» (липовый и гречишный) и одном от «Иванова Пасека».
Не меньшую обеспокоенность вызывает нарушение по диастазе – признак перегрева или фальсификации. Оно обнаружено в продукции брендов «ВкусВилл», «Тимоша», «О’кей» и «Маркет Перекресток».
И наконец, несоответствие фактического сорта меда. В образцах брендов «ВкусВилл», «Тимоша», «Маркет Перекресток», «Дедушкин улей» и «Медовый край» мед оказался не тем, что указано на этикетке.
Успешно прошли проверку: АШАН (гречишный), «Берестов А. С.» (цветочный), «Лента» (гречишный), «Маркет Перекресток» (цветочный; обратите внимание, что не все образцы этого бренда прошли проверку), «Медовая долина» (липовый), «Медовый день» (цветочный), «Наша Сибирь» (цветочный и «горный»), «Самокат» (гречишный), Premium club (горный).
Самые значительные и многочисленные нарушения обнаружены в марке «О’кей» (липовый и гречишный мед): фальсификация с сахаром, пониженный уровень пролина и высокий уровень оксиметилфурфурола.
– Потребитель ожидает от меда не только приятных вкусовых ощущений, но и полезных свойств, заложенных сложной природой его производства пчелам. Сохранить эти свойства – святая обязанность добросовестного производителя, а ГОСТ и вносимые в него изменения должны стать нормативом, соблюдение которого неукоснительно для всех. Если продукт не соответствует ГОСТу, пусть он называется сладким продуктом, но никак не медом,
– подчеркнули эксперты.
Роскачество провело работу с производителями, торговыми сетями и контрольно-надзорными органами по устранению нарушений.
Тем не менее свет в конце туннеля все же виден: рынок меда постепенно очищается от фальсификатов. Исследование 2024 года, например, выявило девять торговых марок с нарушениями по содержанию сахаров, а в нынешнем исследовании их стало пять. Уровень пролина также показывает положительную динамику: с шести торговых марок в 2024 году до трех в 2025-м. Что касается ботанического происхождения, количество несоответствующих марок снизилось с 11 до 5.
Подготовила Екатерина КОМАРОВА
Фото автора и Антона Забродского






