В конце марта десятиклассница Наталья Ионова получила диплом I степени на Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н. И. Лобачевского в Казани.
Юная калужанка представила жюри исследование, в ходе которого обнаружила зависимость волн коронавируса от активности Солнца.
Наталья и преподаватель астрономического кружка Екатерина Типикина рассказали нашему корреспонденту о том, как проходило исследование и какие выводы были сделаны.
Астрономический кружок
– В школе сообщили, что в музее истории космонавтики открылся астрономический кружок, и я решила записаться. В мае мы начали работать над школьными проектами, и Екатерина Николаевна предложила тему «Исследование солнечной активности». Она сказала, что если будет оборудование, то мы сможем поработать. Я не знала, что меня ждет. Оказалось, что буду работать с профессиональным телескопом. Мне выпал шанс сделать то, что не может сделать обычный школьник,
– рассказала Наталья.
Астрономический кружок начал работать в Государственном музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в сентябре 2021 года.
– С открытием новой очереди у нас появился интерактивный класс, в котором можно проводить занятия, и обсерватория. В сентябре я начала вести астрономический кружок. У нас пока немного участников, но все ребята очень талантливые. При изучении некоторых тем мы используем возможности музея: смотрим, какие космические аппараты исследовали планеты, изучаем, почему они сделаны так, а не иначе. В обсерватории проводим наблюдения Солнца, Луны и других небесных тел. У нас есть возможность показать школьникам не просто картинки, а как это выглядит в реальности,
– отмечает Екатерина.
Коронавирус и Солнце
Более 100 лет назад основатель космобиологии А. Л. Чижевский начал исследование солнечно-земных взаимосвязей. Одна из его книг посвящена зависимости глобальных исторических событий от циклов солнечной активности. Школьница Наталья решила проверить теорию ученого на практике.
– Во-первых, мы убедились, что активность Солнца растет быстрее, чем предсказывала теория. Это подтверждают наблюдения множества ученых. Также мы сравнили, как изменяются показатели заболеваемости коронавирусом и солнечная активность. Обнаружили некую корреляцию, но ее механизм непонятен. Проверили зависимость и на статистике аварий самолетов. Здесь мы не нашли связи с Солнцем, причина большинства аварий – человеческий фактор,
– прокомментировала работу ученицы Екатерина.
Наталья представила исследование на областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А. Л. Чижевского и заняла первое место.
– Работа Натальи очень интересная. Это не реферат по книгам, а собственное исследование с расчетами. Конечно, использовались уже известные методики, но она наблюдала за явлениями, которые происходят сейчас. Считать это исследование уникальным все же нельзя. Не только нам пришла в голову такая идея, подобную работу проводят и другие исследователи. В настоящее время и в астрономии, и в физике ученые работают коллективами, параллельно изучают явления, сравнивают полученные выводы и проверяют друг друга. Мы тоже сравнили результаты работы Натальи с другими исследованиями, и выводы совпали,
– рассказывает преподаватель астрономического кружка.
Первая степень
Затем юная калужанка отправилась в Казань, чтобы представить исследование на Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н. И. Лобачевского. Из 36 участников именно она привезла домой диплом I степени.
– Конференция проходила очно, я волновалась, потому что ни разу так не выступала. Сделать хорошую работу – это одно, нужно еще и выступить хорошо. Мне задавали дополнительные вопросы, чтобы проверить, знаю ли я свою работу. Все данные я анализировала сама, строила таблицы, работала со сборниками и делала фотографии, поэтому с вопросами справилась. Некоторые из них не относились к исследованию, поэтому мне пригодились жизненный опыт и знания, которые я приобрела на олимпиадах по астрономии. Когда я победила, почувствовала, что есть куда стремиться,
– вспоминает Наталья.
Десятиклассница пока не знает, что будет делать после школы. Впереди еще один учебный год, и она уверена, что добьется любых целей, если будет упорно трудиться.
– Я рисую с детства, недавно окончила художественную школу. Два года назад хотела стать дизайнером, но там нужно сдавать литературу, а это не мое. Когда начала ходить в кружок, поняла, что мне нравится астрономия. Так я оказалась в сфере естественных наук. Но художественные навыки мне тоже помогают. Я знаю, как лучше сделать презентацию, чтобы это был не просто набор текста и картинок, а красивое и понятное оформление,
– рассказывает Наталья.
Школьница продолжает заниматься в астрономическом кружке под чутким руководством Екатерины Типикиной. Следующий набор желающих изучать астрономию вне школьной программы пройдет в первые две недели сентября. Заявления принимаются от учеников 7–11-х классов.
Чтобы записаться на занятия в кружке, нужно выбрать вкладку «Астрономический кружок» в разделе «Астрономическая обсерватория» на сайте музея истории космонавтики и скачать форму заявления. Позднее подробная информация появится на сайте музея.
Анна Канашина. Фото Антона Забродского