Сон в майскую ночь

Сон в майскую ночь

Калужский ТЮЗ порадовал премьерой

Спектакль «Майская ночь» по мотивам повести Николая Гоголя поставили режиссеры – воспитанники ТЮЗа Владимир Киселев и Алексей Баньков.

Мы полюбили Украину, потому что Гоголь нам о ней рассказал. Он наш, и из русской культуры его не вычеркнуть! – сказала перед премьерой директор ТЮЗа Валерия Визгова.

В тюзовской «Майской ночи» есть все, за что читатель любит самую романтичную повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»: любовная история и страшная тайна, игры и танцы, победа добра над злом.

На сцене очаровательная, наивно-лубочная декорация с хатами, цветущей вишней и ярким месяцем над темными водами пруда. Столь же очаровательно наивны «спецэффекты». Когда происходят жуткие, мистические события, месяц загорается красным светом, а из поднявшихся вод озера тянутся руки утопленниц. Авторы использовали и приемы предметного театра. Мачеха-ведьма мучает панночку, превращаясь в кошку, и при всей театральной условности сцена получилась действительно жуткой.

Зрителям есть чему ужаснуться, но есть над чем и посмеяться. Например, над проделкам парубков или над тем, с каким трепетом Голова достает из заветного сундука нарядный жупан – память о былых временах. Из уст пьяного Каленика звучит монолог об украинской ночи – несколько сокращенный и совершенно без пафоса. Словно и опьянел он не столько от вина, сколько от этой красоты.

Парубок Левко преодолевает все преграды на пути к счастью с любимой Ганной. Бунта против собственного отца оказалось мало. Левко не искал помощи потусторонних сил – они сами «вышли» на него. Любое чудо возможно в волшебную майскую ночь на грани сна и реальности. Артист показывает, как страх героя сменяется жалостью и состраданием к несчастной утопленнице. Ведьма не сумела скрыть от него своей истинной сути: злоба и жестокость ее проявились в игре.

В финале, конечно же, каждый получил свое. Панночка обрела покой, у Левко и Ганны будет веселая свадьба, а Голова без особых сожалений забыл о своих любовных похождениях ради обеда с комиссаром.

Премьера собрала полный зал. Несмотря на то что спектакль адресован прежде всего взрослой публике, в первых рядах сидели пятиклассники. Ребята оказались необыкновенно благодарными зрителями. Непосредственно и искренне они реагировали на все, что происходило на сцене. Когда злую ведьму-мачеху утащили в пруд девушки-утопленницы, раздались аплодисменты.

Актеры, выходя на поклон, лихо исполнили «рэп по-диканьски», вызвав такой восторг публики, что его пришлось повторить на бис.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Калужского ТЮЗа