В истории русской литературы Владимир Маяковский – фигура яркая и колоритная. Установленный в нашем городе на одноименной площади памятник пролетарскому поэту не менее выразительный. Однако вы нигде не найдете сведений об авторе скульптуры. Почему?
Монументальная канонизация: начало
Первый в СССР памятник Маяковскому был установлен спустя почти три десятилетия после его трагической гибели – в 1958 году в Москве, на бывшей Триумфальной площади.
В 1940 г. на месте будущего памятника в центре площади установили временный знак. Он простоял без малого 18 лет, пока шел конкурсный отбор наиболее подходящего скульптурного изображения поэта, а затем – работа по созданию самого памятника.
Первый всесоюзный конкурс на создание памятника, объявленный в 1940 году и отчасти прерванный событиями Великой Отечественной войны, продолжался до начала 1950-х, но результатов не дал. Хотя было представлено почти 40 проектов, в конкурсе участвовали известные мастера скульптуры: И. Чайков, А. Раввинский, И. Томский, Е. Вучетич, Н. Никогосян, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Динес.
В 1953-м состоялся новый тур. Точку в этом вопросе поставила сестра поэта Любовь Маяковская: «Я шла сюда с твердым желанием видеть завершенный памятник.
Я быстро прошла: мне хотелось получить первое впечатление – это мой брат Владимир. Сразу остановилась на проекте Кибальникова. Маяковский здесь близкий нам образ, это наш пролетарский поэт-демократ. Я бы хотела, чтобы памятник как можно скорее был поставлен».
Так шестиметровая скульптура из бронзы на гранитном постаменте, где выбиты строки поэта «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою моё Отечество, республику мою», появилась в Москве. Скульптор Александр Кибальников за эту работу был удостоен Ленинской премии.
Кто вы, мистер Лавинский?
Вслед за этим в разных городах и поселках нашей большой страны начинают ставить памятники поэту – стилистически близкие к московской версии.
В 1965 году он появился в Калуге – в центре проезжей части Грабцевского шоссе. В согнутой левой руке поэт держит открытую записную книжку, а в правой, заведенной за спину, – плащ. Точно такую же скульптуру из белого цемента с мраморной крошкой можно сегодня увидеть в челябинском Копейске. По данным местного краеведческого музея, его автор – Никита Лавинский.
Будущий скульптор родился в 1921 году в Москве, в семье мастера русского авангарда, скульптора, живописца Антона Лавинского и его жены – художницы Елизаветы. Однако целый ряд фактов указывает на то, что у его матери был роман с Владимиром Маяковским во время совместной работы в «Окнах сатиры РОСТА». О том, что биологическим отцом Никиты Лавинского является Владимир Маяковский, рассказывает документальный фильм «Третий лишний», показанный на одном из центральных телеканалов к 120-летию со дня рождения поэта.
Литературовед Евгений Гуськов в воспоминаниях о посещении мастерской скульптора в 1965 году писал: «Никита действительно чрезвычайно похож на Маяковского.
И взгляд, и манеры, и чтение стихов – потрясающий, глубочайший, низкий голос. Отец его за это несколько недолюбливал, но сделал Маяковскому «футуристический гроб», в котором его и похоронили».
Никита Лавинский получил образование в Суриковском институте, куда поступил после войны, на которой все четыре года служил радистом. Известны около трех десятков работ мастера, в том числе памятник Ивану Сусанину в Костроме.
Авторство «провинциального» памятника Маяковскому нигде не указано.
Гипс и гранит против бронзы
Любопытное исследование провела пушкинский краевед Ольга Соловьева в попытках установить авторство памятников Маяковскому, установленных во многих городах и поселках в СССР. Изучая местные газеты, она обратила внимание, что ни в одном городе не было торжественного открытия памятника, о них не писали СМИ, а значит, факту установки в свое время не придавали большого значения. Она исследовала архивы с фотографиями конкурсных проектов, которые не победили. Все макеты, представленные на конкурс «главного» памятника Маяковскому в Москве, не похожи на своих младших собратьев.
Заинтересовавшись этим вопросом, краевед выяснила, что мы имеем дело не с уникальным памятником, а с тиражированной скульптурой.
Дело в том, что скульптура в то время была призвана воспитывать нового советского человека и пропагандировать идеи государства. Быстрорастущие города требовали большого количества монументов, которые зачастую играли роль композиционной доминанты новых городских архитектурных ансамблей. Гипсовая скульптура применялась в условиях ограниченных материальных ресурсов и имела достаточно эстетичный вид, легкий вес и прекрасно справлялась с задачей пропаганды. Она выполнялась путем многократного повторения идентичных объектов посредством промышленных технологий – применялся метод формовки и последующей отливки на скульптурных фабриках.
Такие стремительные темпы вызывали опасения у чиновников от культуры: мол, местные власти сооружают большое количество памятников из долговременных материалов без утверждения проектов Министерством культуры СССР. На самом высоком уровне было решено, во-первых, запретить местным властям самовольно устанавливать памятники из долговременных материалов (бронзы, гранита) и, во-вторых, производить их только с разрешения и по проектам, утвержденным Минкультом СССР.
В условиях, когда столичные памятники настоятельно не рекомендовались к копированию для провинции, появилась новая задача – создание эталонов памятников, по которым могут быть выполнены скульптуры из бюджетных материалов на любой фабрике литья.
В фондах РГАЛИ Ольга Соловьева обнаружила Фонд производственного управления скульптурно-художественными предприятиями (ПУСХП), куда в том числе входили Калужская скульптурная фабрика, Мытищинский завод художественного литья, Скульптурно-художественная фабрика № 1 г. Москвы.
Оказалось, что эталон памятника Маяковскому авторства Юрия Динеса был реализован в Самаре и Екатеринбурге, а разработанный И. Чайковым – в Коломне и Зыряновске.
Существовало несколько эталонов памятников Маяковскому, по которым впоследствии производилась тиражированная скульптура. Причем у эталона Никиты Лавинского было две модификации: двухметровый поэт (в костюме, с сигаретой в правой руке и записной книжкой в левой) и наш, восьмиметровый.
Так, на обороте фото памятника, установленного в городе Пушкино, где поэт писал свое знаменитое стихотворение «Разговор с солнцем» подписано: «25 экземпляров. Калужская скульптурная фабрика. Мраморная крошка.
20 октября 1956 года. Скульптор Лавинский Г. Фигура Маяковского, 2 метра. Договор № 51 от 27 марта 1956 года, 21 000 рублей. Протокол № 102 от 26 сентября 1956 года». В указанном протоколе напротив фамилии скульптора надпись: «Принять для массового производства».
Таким образом, калужская скульптурка начала заниматься тиражированием «большого» Маяковского еще в то время, когда Кибальников работал над своим проектом для Триумфальной площади!
Новоселье для Владимира Владимировича
Итак, «калужский» Маяковский – скульптурный монумент вовсе не уникальный, а выполнен согласно эталону, утвержденному для массового производства, подобно девушке с веслом или пионеру с горном. Тем не менее скульптору удалось создать выразительный образ поэта. Кажется, он вот-вот начнет читать свои стихи, заглянув на секунду в записную книжку, шагнет с пьедестала и пойдет по городу, в котором когда-то был два дня на гастролях в 1914 году.
Зачем же понадобился в ноябре 1987 года его «переезд» на новое место – из центра одноименной площади к стене ГПТУ-3?
Уже в 1986 году местные архитекторы были всерьез озадачены реконструкцией площади Маяковского и прилегающих улиц. Предполагалось, что в недалеком будущем она станет одной из центральных в городе. Об этих планах рассказывала местная пресса.
Для выравнивания поверхности, прилегающей к железной дороге, завезли 14 тысяч кубометров грунта, на месте оврага появились тротуар и большая площадка для культурно-спортивного комплекса – с хоккейной коробкой, волейбольной площадкой, теннисным кортом и танцевальной площадкой на 200 пар. Планировалось строительство современного Дворца культуры на углу улиц Чапаева и Жукова.
Перенос памятника «освободил значительную часть площади и сделал благоприятными условия для транспортной развязки на перекрестке трех улиц».
Дальше началась перестройка, и благоустроительные планы постепенно сошли на нет. А памятник так и остался на новом месте и на символическом постаменте, который совсем не подходит массивной фигуре.
Вызывает недоумение и обезличенность массивного памятника – нет на нем ни фамилии, ни даты. Опознать в гипсовой фигуре пролетарского поэта могут лишь те, кто учил его стихи в школе. И как-то с недоумением поглядывает он на свои же слова, белеющие на красном фоне на другой стороне площади: «Отечество славлю, которое есть, и трижды, которое будет».
Ольга КОНОВАЛОВА
В материале использованы фото pastvu.com, фондов РГАЛИ, исследования С. Сычева.
Фото Антона Забродского