Страшно, аж жуть!

Страшно, аж жуть!

В Театре кукол состоялась премьера спектакля «Гримм. Страшилки»

Авторы постановки по мотивам сказки братьев Гримм «Пряничный домик» – лауреаты премии «Золотая маска» режиссер Петр Васильев и художник Алевтина Торик. Творческий тандем сотрудничает с Калужским театром кукол не один год. Результат – спектакли для детей и взрослых: «Гадкий утенок», «Три поросенка», «Кабаре «Секонд Хэнд», «12 стульев» и другие.

В мае режиссер планирует вновь приехать в Калугу, чтобы восстановить спектакль «Декамерон».

Сестры против братьев

Историю о сиротках Гензеле и Гретели, которых злая мачеха и безвольный отец оставили в лесу на съедение зверям, Петр Васильев рассказал так, чтобы увлечь не только детей, но и родителей. Пока маленькие зрители следят за сказочным сюжетом, взрослые могут поразмышлять, к примеру, о роли женщины в патриархальном обществе.

В спектакле заняты артисты: Любовь Сафронова, Ирина Кондратюк, Маргарита Веретенникова, Кристина Романчук, Алексей Алешко, Дмитрий Кайев и Дмитрий Барков.

Сказку «Пряничный домик» режиссер поместил внутрь вымышленной истории о конфликте братьев Гримм и их сестер – Беаты, Уты и Хильды. Сестры, как водится, хлопотали по хозяйству, да еще и помогали Якобу и Вильгельму переписывать найденные в экспедициях народные сказки. Однажды им стало обидно, что вся слава достается братьям. Решили они переделать их сказку на свой лад и тоже прославиться. Так и сделали, вот только история получилась очень уж страшной. В конце у бедных Гензеля и Гретели не было никаких шансов на благополучный исход. Хорошо, что вовремя вернулись братья-сказочники, ударили кулаком по столу, призвали сестер к порядку и спасли своих героев. Ведь в хорошей сказке добро всегда побеждает зло.

Разбуди воображение

Сестры сочиняют историю и тут же, прямо на столе ставят спектакль с деревянными куклами. Эта игра получается такой захватывающей, что хочется в ней поучаствовать, или, вернувшись домой, вместе с детьми не просто почитать сказку, а поиграть в нее.

Театральная условность включает воображение. Все гуще становится лес, исчезает из виду родной дом. На сцене идет игра с размерами: возле пряничного домика кукол Гензеля и Гретели заменяют их крохотные двойники. У сестер и братьев Гримм разногласия, а в сказке Гензель трогательно заботится о Гретель.

Радует, что герои сказки не глупее зрителя. Очевидно же, что хлебные крошки из леса не выведут, их склюют птицы. А то, что и камушки не помогли, от детей никак не зависело.

Спектакль отличается мрачноватой средневековой эстетикой: артисты в черном, декорации и костюмы кукол приглушенных оттенков синего, зеленого, коричневого, замысловатые головные уборы. На лицах кукол-детей – удивленно-испуганное выражение.

Приручение страха

Почему дети любят страшные сказки? Психологи считают, что они помогают в безопасной обстановке приручить страх, взять эту сильную эмоцию под контроль. Если сможешь сохранить хладнокровие, больше шансов спастись. В некоторых страшных сказках есть и воспитательный момент: слушайся родителей, не давай злу себя обмануть, а если уж беда приключилась – придумай план и действуй.

Спектакль «Гримм. Страшилки» адресован детям от шести лет. Казалось бы, чем можно удивить ребят, которые растут со смартфоном в руках, смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры или наблюдают, как несколькими кликами мышки побеждает монстров папа. Тем не менее юные зрители, среди которых были и дошкольники, и третьеклассники, не остались равнодушными, ведь самое главное в театре – сопереживание героям.

Ужас, который испытывают оставленные в лесу дети, в спектакле передают «спецэффекты»: жуткие пальцы-корни, вой зверей, светящиеся во тьме глаза. Ведьма из доброй старушки превращается в колдунью-людоедку. У нее появляются косматые волосы, ярко-красные платье и чепец – их цвет выбивается из общей спокойной, «природной» палитры спектакля.

У страха в сказке есть не только внешняя сторона, но и глубинная суть. По-настоящему страшно лицом к лицу встретиться со злом и знать, что никто не поможет. Страшно звучит фраза «Быстрая смерть – хорошая смерть», мачеха словно околдовывает отца этими словами. Страшно, как он, сдаться без борьбы, покориться безропотно чужой злой воле, или потерять себя, как Гензель, которого откармливает на убой колдунья.

Страшно и смешно

В спектакле есть место не только «страшилкам», но и юмору. Мелодичную песенку птички артисты имитируют громким карканьем, зрители смеются. Гретель расколдовывает брата живительным ударом ложкой по лбу – да, и такое «противоядие» иногда бывает необходимо. Отец-дровосек, чтобы дети больше не голодали, готов много трудиться, но все же горшочек с самоцветами из пряничного домика – хорошее подспорье. Как не вспомнить анекдот про миллионера и яблоки? Тут уже улыбаются взрослые.

Зло в сказке не просто побеждено и изгнано – этого мало. Оно должно быть уничтожено полностью. Сгорает в собственной печи ведьма, пропадает в лесу злая мачеха, и больше они никого не смогут погубить. А братья и сестры Гримм помирятся, дети из их сказки простят отца, и все будут жить благополучно и счастливо.

Следующий показ спектакля «Гримм. Страшилки» – 1 и 2 апреля.

Екатерина Шевелева, фото Егора Есина