В галерее Дома музыки проходит выставка «Символы старины»
Ее участники – художники и мастера декоративно-прикладного творчества, а также студенты колледжа культуры и искусств. Насыщенная, разнообразная и гармоничная экспозиция не только радует глаз, но и дает пищу для размышлений. Об этом мы поговорили с куратором выставки, художницей и дизайнером по текстилю Варварой Бушуевой.
В прошлом году в галерее Дома музыки прошла выставка народных костюмов из коллекции этнографического музея «Юхновграда». Она и вдохновила Варвару Бушуеву на создание проекта «Символы старины».
– Я предложила художникам широкую тему, ведь символ – это не только знак, но и образ, явление – все, что мы представляем себе, размышляя о старине, – говорит Варвара. – Работы продуманные, сложные, но все заложенные в них смыслы понятны зрителям.
На картинах Станислава Баранова – узнаваемый силуэт Калуги за крыльями летящей сороки, и в этом сюжете есть что-то сказочное. У Елены Алексеевой символ старины – портал церкви Иоанна Предтечи в Ростове, переход не только в другое пространство, но и в другое состояние души. В прекрасных графических работах Максима Алексеева оживает давно снесенный старый дом на Смоленке.
Варвара рассуждает об особом отношении к вещам, к окружающему миру, к самой жизни, которое было свойственно людям в старину. Основательность и любовь к своему делу позволяла им создавать вещи, которые служили долгие годы, переходили к детям и внукам. Связь поколений осуществлялась в том числе через эти предметы.
Во многих представленных на выставке работах прослеживается та же жизненная философия – делать красиво, тщательно, с любовью.
Произведения Веры Москалевой выполнены в сложной смешанной технике – здесь и гобелен, и керамические элементы с отпечатками древних символов – птицы, всадника, цветка, солнца.
Калужские художники Сергей и Надежда Орловы больше 20 лет занимаются берестяной миниатюрой. Это старинная и очень трудоемкая технология: рисунок продавливается, поэтапно заливается краской, затирается. Особым образом нужно подготовить сам материал – бересту.
Вероника Гелюх использовала в своей композиции из керамических панно орнаменты калужской перевити и предложила современное цветовое решение – активный красный и бронзовый.
В центре – кокошник с зеркальцем, можно заглянуть в него и «примерить» образ русской красавицы.
Тёплое, уютное, родное
Художники взаимодействуют с подлинными старинными предметами, превращая их в современные арт-объекты.
Деревенское корыто для рубки капусты художница из Подольска Яна Марченкова украсила изображением «тайного зверя». Любовь Антонова вышила в технике калужской перевити «паву» – перед тем как украсить народный костюм, она отправилась на выставку. Ткани, на которой сделана вышивка, почти 70 лет!
Прабабушкин сундук стал в буквальном смысле основой уютной ностальгической композиции Алины и Варвары Бушуевых: лоскутное одеяло, горка подушек, занавеска с подзором, зеркало, украшенное нарисованными львами, – такие мотивы можно было встретить в избах северных областей России.
Алина Бушуева подарила новую жизнь старым деревянным оконным рамам. Частью арт-объекта стали ароматные «тетерки» – витое ржаное печенье, которое пекли в северных деревнях на праздники.
Иногда одно произведение становится основой для другого, и раз за разом одна тема воспроизводится в разных техниках и предметах. Творческая семья Бушуевых изготовила текстильных кукол, Алина написала с них акварельные натюрморты, которые были оцифрованы и отпечатаны на ткани. Варвара сшила из этой ткани декоративные подушки.
Художник и графический дизайнер Игорь Купенко исследует тему Гамаюнщины. Художник создал стилизованную карту этой местности, куда входило 17 селений на правом берегу Оки, и представил макет размещения на борту красного калужского автобуса афиши выставки «Символы старины».
Глина или ткань?
Хлудневская игрушка – один из символов Калужской земли – вдохновила художницу Марию Васину. В витрине мы видим и знаменитое древо жизни, и лодку, и бабу с загадочным персонажем – рогалем. Но все это сделано не из глины, а из ткани!
– Мария – народный мастер, ее любимая техника – текстиль, – поясняет Варвара. – Она изготовила серию мягких детских игрушек-грематух: маленькие элементы закреплены на липучках, их можно снять, поменять местами.
В своей текстильной технике Мария Васина сделала и северных кукол-панок, которых традиционно вырезают из дерева. Получилась трогательная и очень актуальная композиция, дополненная вышитой строчкой из знаменитого стихотворения Константина Симонова. Во все времена мужчины шли защищать родную землю, а женщины ждали их.
Слово молодым
Особого внимания заслуживают дипломные работы выпускников колледжа культуры и искусств – в них четко видна связь традиции и инновации. Дарья Акименко создала дизайн-проект малых архитектурных форм в сквере перед драматическим театром. Она использовала стилизованные образы зверей – персонажей русских народных сказок: лисы, медведя, быка, козы. Специально к выставке девушка изготовила объемные бумажные макеты.
Дарья Ахмедзянова разработала изящный и выразительный концепт-проект оформления фасада Середейской средней школы, взяв за основу рисунки традиционной калужской вышивки. Возможно, этот проект будет реализован, поскольку разработан по запросу учебного заведения.
– Мы живем в другое время и сильно отличаемся от наших предков. Но, как и они, можем считывать и понимать смысл древних символов, которые остаются с нами и пойдут дальше, к нашим потомкам, – утверждает Варвара Бушуева.
Выставка «Символы старины» продлится до 3 августа, в это время пройдут мероприятия для тех, кого заинтересовала ее тематика
17.07 в 17:30 – Наряжаем народную куклу.
24.07 в 17:30 – Круглый стол «О символах старины».
31.07 в 17:30 – Встреча с участниками выставки.
Екатерина Шевелева
Фото Антона Забродского





