Театральный сезон открылся «Безымянной звездой»

Театральный сезон открылся «Безымянной звездой»

22 сентября театралы Калуги собрались в своем любимом зале на открытие очередного сезона. Вечер в компании старых друзей — это то, чем стоит гордиться любому театру, и то, что удалось создать нынешнему театральному коллективу во главе с его директором Александром Кривовичевым.

Свой 241-й сезон Калужский драматический театр открыл премьерой, о которой, как ни странно, уже много сказано, написано и просто нафантазировано зрителем. «Безымянная звезда» Михаила Себастиана оказалась той пьесой, которая, как говорится, «на все времена»… Напомним, что это произведение в 1978 году стало известным художественным фильмом Михаила Козакова, а в 2007-м было поставлено Александром Плетневым на сцене саратовской драмы.

Сейчас режиссер Виктория Печерникова решила рассказать историю о том, как в маленьком городке, сами того не зная, прозябают люди. Не в силах справиться с вязкой средой безрадостного быта, с паутиной провинциальной морали, рутины и предубеждений, горожане неожиданно становятся свидетелями чуда. Это — рождение любви и веры в торжество мечты, в исполнение желаний. На вокзале, где останавливается не всякий поезд, притом, что все, связанное с поездами и их прибытием, порой является единственным развлечением, появляется незнакомка. Она совершенно не соответствует месту, в котором случайно оказалась. Проезжавшая мимо и высаженная на перрон в связи с отсутствием билета, женщина оказывается существом абсолютно контрастным ко всему тому, что уже давно составляет привычную среду для местных обитателей. Местный учитель астрономии в исполнении Дмитрия Денисова, всецело погруженный в науку, напоминающую мир сказочных иллюзий, влюбляется в нее, всерьез намереваясь назвать именем незнакомки далекую звезду. Он открыл ее, вероятно, по такой же счастливой случайности. Только ему, по-своему увлеченному человеку, удается узнать имя гостьи их захолустья. И это имя — Мона — оказывается как нельзя более подходящим и для таинственной незнакомки, и для мечты, и для звезды… Более того, оно придает звучание всему серому существованию городка. Мона — это непредсказуемость, яркость, это напряженность и интрига в одном лице.

Специалисты-театроведы много лет не оставляют споров о том, что же считать «безымянной звездой» в пьесе, какой смысл вкладывал сам автор в это заглавие. Поверхностный взгляд, разумеется, сконцентрируется лишь на тонкостях астрономии, а зритель лиричный и мечтательный всегда имеет в виду женщину, озарившую своим «светом» провинциальную дыру.

Роль Моны в ходе сезона будут исполнять две актрисы — Анна Сорокина и Дарья Кузнецова. Такая особенность постановки рождает дополнительную интригу для зрителя, поскольку это два совершенно разных образа. Возможно, и сходить на спектакль следует дважды, чтобы увидеть оба характера в описываемой истории.

Гармония прозрачных декораций со световым и музыкальным оформлением дополняет ощущение зыбкости всего происходящего, за что следует благодарить художника-постановщика Максима Железнякова. И лишь толпа угловатых и неопрятных горожан, шествующих время от времени через сцену, выглядит неизменной. В этой толпе прекрасны актерские работы, по-своему смело превращенные в некие мини-спектакли. Это старая дева — учительница мадемуазель Куку (Светлана Никифорова) и учитель музыки Удря (Михаил Кузнецов) — автор симфонии, которая, вероятно, никогда не будет исполнена.

«Ни одна звезда никогда не отклоняется и не останавливается на своем пути», — убежденно говорит учитель и этим самым уже выносит приговор. Конечно, его наивное чувство оказывается обреченным. Конечно, вокзал был и останется местом, где зачастую происходят подлинные человеческие трагедии. Мона вернется в «легкую» светскую жизнь, без которой она не может существовать, а маленький городок навсегда останется во всех отношениях маленьким, но умеющим безжалостно уничтожать самые большие чувства.

Впрочем, калужский зритель сам прекрасно во всем разберется, и именно поэтому у спектакля еще все впереди. А между тем совсем скоро — новая премьера! Режиссер Анатолий Бейрак представит на суд публики свой взгляд на широко известную пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Здесь так же публику ожидают находки, обретения новых способностей сопереживания, и все, что необходимо в серьезном и совместном театральном процессе.

Сергей ГРИШУНОВ

Фото С. Гришунова