Очередной, 242-й по счёту, сезон Калужского областного драматического театра открылся 21 сентября. Место, где калужан «любят и ждут», продолжает оставаться точкой притяжения не только для тех, кто считает себя театралом, но и для всех лиц, искренне заинтересованных в замене своего взгляда на мир более оптимистичным.
В этот день на большой сцене театра калужанам представили премьеру комедии В.Константинова и Б.Рацера «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели. Режиссёром-постановщиком премьерного спектакля стала Алла Решетникова из Москвы, предоставившая нашей труппе возможность внести свой вклад в собрание трактовок театральной классики. Публика же стала свидетелем и, некоторым образом, участником довольно веселой, почти сказочной истории из жизни Тифлиса конца XIX века. По сути — комедии положений. Главная героиня — сваха по имени Ханума, пытаясь устроить женитьбу своего клиента, попутно помогает молодым влюбленным, да еще успевает разрушать интриги конкурирующих с ней персонажей. Эта многогранная роль была блестяще исполнена заслуженной артисткой России Надеждой Ефременко. Ей удалось создать трогательный образ, не без напора и ироничного отношения к жизни, но, при этом, осененный обезоруживающей женственностью.
Пару отдельных комплиментов хотелось бы сказать в адрес сценографии, автором которой выступил главный художник театра Максим Железняков. Разделив пространство сцены подобием кулис в виде полотнищ, украшенных орнаментальными хитросплетениями, он простыми средствами убедительно обозначил самые различные места, где происходит действие пьесы. Невероятно выразительно выглядели манипуляции с огромными, подобными парусам, фрагментами воздушной ткани, превращающиеся то в потоки ветра и воды, то в небесную сферу, полную облаков, то в атмосферу чувств, изменчивую и неудержимую в своем течении.
В унисон со всей этой красотой прозвучали и удивительно красивые костюмы Оксаны Богданович. В каждом из них чувствовались и вкус, и стиль, и отзвук народных мотивов, и дань театральным традициям.
Старую грузинскую сказку об истинных жизненных ценностях и, конечно, о любви, показали русские актёры: Ольга Петрова, Игорь Постнов, Кирилл Бессонов, Антон Смородин, Ирина Шуркина, Денис Юшечкин, Валерий Смородин, Елизавета Лапина, заслуженный артист России Михаил Кузнецов, заслуженная артистка России Людмила Парфирова, Зоя Останина, Елена Короткова, Татьяна Овсяникова, Владимир Прудников, Ярослав Орляченко, Сергей Путинцев, Анна Сорокина, Екатерина Клеймёнова… Бросилось в глаза то, что актеры сами испытывают на сцене колоссальный подъем. Это, вероятно, то, что сейчас называют драйвом.
Выделить кого-то особым образом было бы не слишком справедливо. Да, есть главные персонажи, есть роли выразительнее, нежели все прочие… Возможно, это просто причуды сценария… Но премьера есть премьера, и первое впечатление от нее традиционно представляет собой один сплошной поток эмоций, задающий тон животворному диалогу актер-зритель.
Таким спектаклям выпадает завидная, но не простая роль камертона. Здесь сверяется звучание того, что происходит в душе публики, с тем, что разворачивается на сцене. Когда тональности совпадают, это следует сохранить обеим сторонам. Если повезет – то на весь сезон.
Сергей ГРИШУНОВ. Фото С.Гришунова.