В декабре 1994 года на Северный Кавказ для поддержания конституционного порядка отправились подразделения Объединённой группировки войск (ОГВ) из частей Министерства обороны и Внутренних войск МВД РФ
Ветеран «Боевого братства» Андрей Рылов – о том, что испытывает человек на войне и какие ценности рождает боевой опыт.
Родине служить
Андрей Рылов с семьей перебрался в наш город в 2020 году.
– Теща живет в Медыни, мы часто приезжали в Калугу, и здесь нам сразу понравилось. Уютный, спокойный город, чем-то неуловимо напоминает родной Тобольск – так же стоит на реке, на высоком холме, купола церквей издалека виднеются… И мы решили переехать.
Делать крутые повороты в собственной судьбе ему не привыкать. Андрей окончил 11 классов и поступил в колледж искусств при Тюменском государственном институте культуры. Преподаватели по классу «Академическое пение» прочили ему уверенное профессиональное будущее – все праздничные мероприятия и городские праздники, которые проводил местный комитет по делам молодежи, украшали его сольные номера. И он всерьез мечтал о карьере академического певца, планировал поступать в консерваторию.
– Но юношеский максимализм решил по-другому. На майские праздники я приехал домой и обнаружил повестку в армию, хотя как студент имел отсрочку на четыре года учебы, – рассказывает Андрей. – В военкомате прошел медкомиссию. А так как был маленький и худенький, мне поставили третью группу здоровья – по недобору веса. Это было 4 мая, а 21-го я уже ехал служить Родине – решил, что так надо.
В школе Андрей занимался биатлоном, получил сначала первый юношеский, затем второй взрослый разряд, успешно выступал на областных соревнованиях. Но, обучаясь в школе сержантов, до желаемого звания не дотянул – завалил экзамены на стрельбище. Учеба заняла пять месяцев. Когда вернулся, оказалось, что его отдельный батальон оперативного назначения расформирован, и младшего сержанта Андрея Рылова забрали «покупатели» из 12-го отряда специального назначения внутренних войск.
– Мы прошли так называемый тест Купера в варианте для спецназа, который включает 10 разных упражнений по 10 повторов (одно упражнение без отдыха сменяется другим) – своеобразная проверка на выносливость. Нас отправили на сборы снайперов. Так как в прошлом я был биатлонистом, моим штатным оружием стала винтовка СВД.
Не как в кино
В декабре 1999 года их собрали по тревоге.
– С Нижнего Тагила мы ехали на поезде. Когда проезжали Минеральные Воды, догадались, что нас везут в Чечню, – вспоминает Андрей свою встречу с Северным Кавказом. – Новый, 2000 год встречали там и провели три месяца «боевых». Много это или мало? Боевые – это дни, когда выезжаешь на задание в расположение части. На четыре дня уехали – четыре боевых дня засчитано.
Первые дни было, скорее, интересно, чем тревожно, – пока ты не понимаешь, что все это происходит с тобой и ты уже не на стрельбище. А потом оказалось, что все происходящее вокруг – по-настоящему.
– Палаточный городок мы разбили за два дня: по пояс в грязи ставили палатки, копали траншеи, обустраивали быт. И вот наконец легли спать (нары из досок, напоминающие поддоны от кирпичей, на которых матрасы). И вдруг среди ночи впервые жуткий хлопок «саушки» – неподалеку несла боевое дежурство артиллерия. Мы вскочили, в темноте натыкаясь друг на друга, не понимая, что происходит и куда бежать.
Андрей Александрович признается, что за все время участия в боевых действиях ни разу не возникло чувство «все, это конец» – ни когда получил осколочное ранение, ни когда лишился на какое-то время слуха в результате контузии.
– Хорошо помню ощущение, когда совсем нет сил. В этой ситуации на память приходили слова майора Силаева, который занимался с нами спецподготовкой: «Организм человека до конца не изучен. Но хорошо известно: чтобы восстановить 60 процентов мышечной массы, человеку достаточно полностью отдохнуть 45 секунд. И поэтому сначала делаем сколько можем, потом – сколько надо».
Про моменты, когда было реально страшно, Андрей не рассказывает, и это понятно – человеческая память по прошествии времени сглаживает подобные воспоминания.
– Первое время после возвращения было непонимание мира вокруг, где спокойно, люди улыбаются друг другу, не прячутся от резких звуков, а ты понимаешь, что там, где ты был, до сих пор все по-другому. Только что ты с товарищем разговаривал на отвлеченные темы, и вот ты его уже вытаскиваешь с того света, и секунды твоей нерасторопности могут очень дорого стоить. И очень трудно сдержать внутренний озноб, чтобы это чувство непонимания не переросло в агрессию, в желание возмездия за погибших товарищей, – делится он своими воспоминаниями.
Подробностей своей службы Андрей не рассказывает: там все было серьезно – есть враг, есть задача. Каждый знал свой маневр и четко понимал, что он, если будет некомпетентен, проиграет. Позиция моя была такая: это действительно. Сомнений в том, что они выполняли важную государственную задачу по борьбе с мировым терроризмом, злом, которое надо истреблять любыми способами, и защищали Родину, не было.
«Я вернусь»
Срок службы кончился, а Андрей Рылов еще был в Чечне. Его с сослуживцами-спецназовцами не демобилизовывали – ждали смены, которую тоже надо было обучать кому-то пристрелянным.
Обеспокоенная отсутствием сына, мама Андрея позвонила в часть, где ей сообщили: «Ваш сын принимает участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе».
– Когда я позвонил домой (у нас была редкая возможность пользоваться дорогущей по тем временам спутниковой связью, когда мы приезжали в казачьи станицы), я ее, как мог, успокаивал: «Да вечно в этом штабе что-то путают, мам. Все в порядке, я скоро вернусь».
Он вернулся, сопровождая в свою часть «груз 200» – погибшего товарища. Конечно, мама не могла не заметить перемены в сыне – повзрослел (совсем не на два армейских года), взгляд изменился. Она заплакала, увидев сына живым.
На гражданке Андрей задумал поступать в Сургутский университет. В военной части ему дали характеристику, где было написано, что он представлен к правительственной награде. Но она так до него и не дошла.
– Первое время пытался выяснить, что за награда и на каком этапе она потерялась, – ушла на подтверждение в Москву и до сих пор тишина. Но обидно другое: я как замкомвзвода писал рапорт о представлении к наградам ребят, которые действительно это заслужили. Но тогда награждали редко.
Хорошая школа
Андрею нравится учиться чему-то новому. В той отрасли, где он работает и понимает, что не хватает профессиональных знаний, – сразу берется за учебу. Так было и с финансовым университетом, с профессией нефтяника, азы которой он получил в Тюменском нефтегазовом институте, и с гражданским строительством.
Он считает, что служба в армии – это хорошая школа.
– Умение организовать людей, вести за собой, целенаправленно командой делать одно дело, грамотно и четко решать поставленные задачи – это я вынес из армии, сержантской школы. А непосредственно опыт боевых действий дает понимание истинных ценностей, жизнь начинаешь воспринимать как высшую награду.
Андрей Александрович входит в состав общественной организации «Боевое братство», много встречается со школьниками, его приглашают на открытые уроки.
– Мне странно слышать, когда кто-то жалуется: мол, сын растет оболтусом, ничего кроме компьютера его не интересует, он ни с кем не общается. Всегда хочется в этот момент спросить: а зачем же ты его таким сделал? Вспомни себя в его возрасте: к чему сам стремился, что могло повлиять на твой выбор – какие рассказы и чей пример? Поговори с ним, узнай, чем был наполнен его день, сделайте вместе что-то полезное. Пока не поздно.
– Андрей, сегодня все чаще мы говорим о необходимости воспитания патриотизма у молодежи. А какой смысл вы вкладываете в это понятие?
– В моем представлении это понимание того, в какой стране ты живешь. Это уважение к своим родителям за то, что они дали тебя жизнь. Это необходимость честно трудиться на блага своей Родины. Патриот – это человек, который поступает по совести, не предает свои убеждения и своих товарищей. Детям необходимо на собственном примере показывать, на чем основываются здоровые жизненные ценности, – это и будет патриотическим воспитанием.
Ольга Коновалова
Фото из личного архива Андрея Рылова