Тимур Ведерников: «У нас общий культурный код»

В начале сентября калужане к 80-летию освобождения области от немецко-фашистских захватчиков получили в подарок новый проект Тимура Ведерникова, сделанный вместе с жителями нашего региона. В традиционной «ведерниковской» манере  была  исполнена песня  «На безымянной высоте». Каждый житель нашей области знает, что строчки «у незнакомого поселка…» имеют конкретный адрес в Куйбышевском районе. Уже через час после публикации клип набрал десятки тысяч просмотров и сотни комментариев, рефреном в них звучало: «Спасибо! До мурашек…»

Особенно меня зацепило то, что автор проекта лично «лайкал» каждый комментарий, благодаря калужан за поддержку. Подумалось: надо же, такой известный и открытый. Следом пришла мысль: а что если попросить об интервью, вдруг маэстро не откажет. Не ошиблась. Тимур Ведерников, несмотря на плотный график (за это время он побывал даже в Бурятии), выбрал время для эксклюзивного интервью нашей газете.

– Тимур Владимирович, калужан очень впечатлила ваша работа «На безымянной высоте». Это уже не первый проект, который вы делаете с участием жителей нашей области. Для нас имя Тимур Ведерников стало своим. Есть даже легенда, что каким-то особенным образом  вы связаны с нашим регионом. Расскажите, пожалуйста, о себе. С чего началось ваше увлечение музыкой?

– Давайте не будем разрушать легенду. С Калужской областью меня связывают две истории. Во-первых, это группа «Веселый дилижанс» из Обнинска. С Алексеем Гвоздевым мы дружим, наверное, лет 30.

Дружба эта началась еще с первого состава ансамбля, сейчас это топовые музыканты, в том числе известные и на международном уровне. Дружу и с сестрами Разумными. Для меня это очень близкие, родные люди. И вторая история – фестиваль уникальных  музыкантов «Мамакабо», который я делал именно в вашей области, в «Этномире», лет 13–15 назад. Один мы даже сделали совместно с областным министерством культуры, тогда его возглавлял Александр Типаков. Поэтому Калуга для меня близкий, понятный и родной регион, где было сделано много интересного.

Потом, когда я стал работать с «Росатомом» и мы запустили проект «Песни атомных городов», естественно, в их числе был и Обнинск. К 65-летию наукограда спели его жители. Так получилась музыкальная визитка города. После этого губернатор Владислав Шапша заинтересовался и предложил создать такую же историю, только уже для всей области. Так мы записали песни «На дальней станции сойду» и «Трава у дома», которую посвятили Калуге как колыбели космонавтики. Очень рад, что песни понравились, у каждой из них 1,5 миллиона просмотров только на «Ютубе».

Когда же Владислав Шапша предложил записать песню к 80-летию освобождения Калужской области от фашистов, сразу стало понятно, что это будет «На безымянной высоте».

Если говорить о том, как я пришел к музыке, наверное, как и все, – шел, шел и пришел (смеется). Музыкой я увлекался с детства, участвовал в школьных группах. Помню, даже подростком играл в ансамбле при спирто-водочном заводе в Самарканде. Потом переехал в Москву, какое-то время поучился в институте и понял, что именно музыка – мое призвание. С тех пор занимаюсь именно ей. Довольно рано начал организовывать какие-то проекты, создал свою студию, делал аранжировки, так началась работа музыкантом.

– Не могу не спросить: а на фестивале «Мир гитары» в Калуге бывали?

– Да,  бывал, хотя, к сожалению, всего один раз. Мы дружим с Олегом Акимовым (директор фестиваля. – Прим. ред.). Но, увы, получается, когда проходит «Мир гитары», я часто в разъездах со своими проектами.  А один раз да, повторюсь, был. Долгое время я привозил в Россию  замечательного гитариста Томми Эммануэля, был его представителем. И собственно, вместе с ним мы приезжали на калужский фестиваль и играли.

– Проект #Музыкавместе очень популярен в интернете. Песни,  особенно старые, советские, получили вторую жизнь. Как он родился?

– Можно сказать, что это продолжение фестиваля «Мамакабо». Там собирались абсолютно разные люди, и помню, как раз в Калужской области, у нас был вечер, посвященный «Битлз». Мы, абсолютно не репетируя, времени на репетиции не было, собрались и стали играть песни «Битлз». В какой-то момент я осознал: вот он, момент наивысшего счастья для музыканта. Рядом со мной сидят Сергей Манукян, наш замечательный джазовый клавишник, и Энвер Измайлов – потрясающий гитарист с мировым именем. С другой стороны – губной гармонист Ховард Леви, шестикратный обладатель премии  «Грэмми», Этьен Мбаппе, бас-гитарист Джона Маклафлина, и еще огромное количество музыкантов, и мы все вместе играем «Камтугезу». Вот этот принцип «все вместе исполняем что-то»  и лег  в основу проекта #Музыкавместе.

– Как вы выбираете композиции?

– Это должна быть настоящая песня, с хорошей музыкой и текстом. Поэтому чаще всего это бывают старые песни, так как сейчас, к сожалению, культура написания песен абсолютно изменилась, и с точки зрения мелодики, и смыслового наполнения. Тогда писали профессиональные композиторы и поэты, и это слышно. Поэтому одни из главных критериев, повторюсь, –  смысл и классная мелодия. А  дальше важно понимать, как ее можно подать в современной обработке, но чтобы она при этом не потеряла себя, а получила новое прочтение. Вот эти три фактора и работают при выборе. Песни чаще всего я отбираю сам. Или же, как это было с «Безымянной высотой», песня привязана к месту и дате. Кстати, «На дальней станции сойду» исполнить предложил Владислав Шапша. Я сначала возражал: песня казалась мне не очень интересной. А потом  мы придумали, как все подать, – и получилось. Могу сказать, что сегодня это одна из любимых композиций в нашем проекте.

В копилке у нас около 90 произведений, но мы не останавливаемся. В этом году готовится премьера порядка десяти песен, а то и больше.

– Всеми любимую «Смуглянку» исполняли не только жители России, но и артисты из Узбекистана, Азербайджана, Казахстана. Насколько сложно было реализовать этот международный проект?

– Я бы не сказал, что это какой-то тяжелый труд. У нас потрясающая команда, которая делает свою работу с большим удовольствием. Нам очень повезло: мы делаем то, что мы любим, и нам за это еще и деньги платят (смеется). В команде всего шесть человек, таким небольшим составом мы проворачиваем все эти большие дела. Конечно, есть вопросы, которые связаны с организацией, с административным ресурсом, нужно договориться со всеми музыкантами. Конкретно в этом проекте помогало «Россотрудничество». Нам вообще очень везет с партнерами.

В любом городе всегда идут навстречу, помогают найти музыкантов. Когда работали с Узбекистаном, было по-особому тепло. Они знают, что я там родился, свой человек. Правда, в тот момент не смог там долго пробыть, потому что как раз началась пандемия, и нам пришлось срочно эвакуироваться. Мы улетели из Ташкента последним рейсом, который вообще был. Но я собираюсь туда еще приехать.

Мы планируем вот такие творческие коллаборации с нашими бывшими союзными республиками, обязательно сделаем проект с Белоруссией. Но это тот случай, когда мы не «бывшие», а мы ныне союзное государство.  Уже отобраны песни для этого проекта, на некоторые сделаны аранжировки. Также мечтаем сделать проекты «Россия – Узбекистан», «Россия – Молдавия», «Россия – Армения», «Россия – Грузия». С помощью песен можно соединить то, что пытаются разорвать наши, так сказать, непартнеры, а проще говоря, недруги. У нас общий культурный код. Нужно говорить об этом молодежи, вовлекать ее в это. И с помощью песен это можно сделать гораздо эффективнее, на мой взгляд, чем с помощью обычной пропаганды.

Когда началась СВО и некоторые артисты уехали в другие страны, да, наверное, даже раньше,  когда еще в 2014 году началась эта история на Украине, я понимал, что однажды нужно будет расколотое общество собирать. И собирать его нужно настоящей общей культурой.

– Вы начали говорить о своей команде. Познакомьте нас, пожалуйста, с ней поближе. Кто вместе с вами воплощает в жизнь эти уникальные проекты?

– С большим удовольствием это сделаю. Проекту #Музыкавместе семь лет. Пробный шар мы делали случайно, а когда начали работать серьезно, в его костяк вместе со мной вошел, прежде всего, наш режиссер, оператор и режиссер  монтажа, творческий человек с огромным сердцем и душой Дмитрий  Бурлаков. Все, что вы видите как готовый клип, – это его идеи и режиссерские решения.  Евгений Горячкин – замечательный оператор, коптер, осветитель, и вообще он – все, что связано с выстраиванием кадра. Наш инженер, техник, человек, который решает все вопросы, работает с людьми на площадке, – Григорий Горностаев. И административный блок – директор Всеволод Крамарев, он бывший профессиональный хоккеист, удивительный человек, который может разрулить любую ситуацию. А Виктор Ланкин сначала  множество роликов записал с нами как певец, он потрясающе поет. Раньше жил в городе Заречный, а теперь перебрался в Москву и стал членом нашей команды. Отдельно хочу отметить и моего партнера, сопродюсера, благодаря которому проект стал развиваться и получил путевку в жизнь, – Андрей Полосин. Раньше он работал в «Росатоме», возглавлял департамент по работе с регионами. Это была его идея применить наш проект как объединяющую силу между городами. Сейчас Андрей – проректор РАНХГиС, профессор, но находит время для творчества. Мы с ним планируем еще очень много проектов.

– Для Калужской области вы подготовили уже четыре композиции: к юбилеям Обнинска и Калуги и сейчас – к 80-летию освобождения региона от фашистских захватчиков. В проектах принимали участие и калужане, и руководители города и области. Кто-то поющий, кто-то не очень. Как работается с такой разной аудиторией?

– Главная прелесть нашего проекта  – это искренность, а с искренним человеком работать несложно. Трудно вывести его  на эту  искренность. Мы, конечно, применяем всяческие ухищрения, приемы, но в целом люди, попадающие к нам, через какое-то время забывают, что они большие начальники или что они не умеют петь. Отбрасывают все, что не связано в этот момент с музыкой. Вместе мы классно проводим время, успеваем записаться, сняться, пообщаться, поделиться позитивными эмоциями и дальше идем по жизни. Это то, что отличает наш проект от многих. На самом деле у нас много последователей, которые делают похожие вещи, когда люди в разных местах что-то поют.

Наше главное отличие, повторюсь, – мы индивидуально работаем с каждым человеком и  добиваемся, чтобы  все было максимально по-настоящему, искренне, по-честному. Поэтому, когда смотришь наши ролики, этим людям веришь. В момент, когда записываемся, мы просто друзья и партнеры, вместе делаем кайфовое дело. И это очень помогает. Поверьте, даже губернаторы на время этой записи на час-полтора хотят забыть, что они отвечают за целый регион, и просто попеть.

– Мы заметили, что наш губернатор Владислав Шапша имеет хорошие вокальные данные.
А есть ли еще «поющие» губернаторы или главы?

–  Безусловно. Первый человек, который семь лет назад нас поддержал, –  Ростислав Гольдштейн. Тогда он был сенатором, а сегодня – губернатор Еврейской автономной области. Если бы не его удивительная подвижность ума, небоязнь взяться за что-то новое, проекта, может быть, и не было. До этого я пять лет искал партнеров, с которыми можно было сделать первую песню. После того как мы ее спели, дальше, конечно, было легче, потом пошел «Росатом». Так вот, Слава Гольдштейн отлично поет. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко тоже замечательно поет. Еще один «поющий» глава – бывший губернатор Кировской области Игорь Васильев. А вообще творческих людей очень много, и я иногда, когда общаюсь с людьми, понимаю, что управлять группой людей – компанией, губернией, городом, регионом – это творческая работа. Нельзя это делать механически – ничего не получится. Люди тебе не поверят, за тобой не пойдут.  Да, кто-то имеет вокальные данные, а  кто-то нет, но главное – человек мыслит творчески. И уже дальше наша задача – развернуть его творчество в песенное русло.  В проекте  «Станция АКУЮ» поют реальные строители этой станции, там нет ни  одного профессионального певца. Но выглядит круто, потому что люди поют искренне.

– С кем вы еще хотели бы поработать?

–  Смотря кого имеете в виду. Если в целом, то я хотел бы сделать проект «Песни русского космоса» с «Роскосмосом», с космонавтами, пилотами, с теми, кто готовит их к полетам, с теми, кто строил космодром, создает ракеты. У нас есть отличные песни Пахмутовой и других композиторов, написанные на эту тему. Еще хотелось бы записать песни, связанные с аэрофлотом. Сейчас мы сотрудничаем с РЖД. В свет скоро выйдут клипы, где мы вместе споем на тему поездов. Премьера песни «Прощай» состоялась 30 сентября в честь 20-летия РЖД. – Прим. ред.) Что касается артистов, работаем со многими. Постепенно к проекту присоединяется все больше людей.

 – А есть обратная связь? К вам в проект просятся певцы и музыканты?

– Конечно, огромное количество людей, и не только известные и профессиональные артисты.  Пользуясь случаем, хочу ответить на частый вопрос, который поступает:  как стать участником проекта #Музыкавместе? У нас есть и канал на «Ютубе», и страница в «ВКонтакте», где мы выкладываем не только новые ролики, но и анонсируем предстоящие съемки. Если вы подписаны на нас, не пропустите  сообщение: «Ребята, готовим новый проект! Мы ищем исполнителей в таком-то городе». В группе «ВК» есть специальная кнопочка «подать заявку на участие». Вот туда, собственно, и нужно подать заявку, рассказать о себе, прикрепить ссылки на то, как вы поете, танцуете, играете на музыкальном инструменте. Все это мы обязательно рассматриваем. Главное, чтобы совпал город, куда мы едем, и город, в котором вы живете.

И тогда все возможно.

–  Не буду спрашивать вас о планах на будущее, это банально. Просто спрошу: о чем вы мечтаете?

– А я люблю этот вопрос и обязательно на него отвечу, потому что нельзя жить без ориентиров. В планах огромное количество проектов. Каждому региону хочется сделать музыкальную визитку. Дай Бог каждой области такого заинтересованного губернатора, как Владислав Шапша, чтобы мы приехали и сделали песни, а в итоге – интерактивную музыкальную карту России.

Если говорить о мечте… Мечтаю, чтобы закончилась спецоперация и мы победили, в чем не сомневаюсь. Когда мы делали проект «На безымянной высоте», если вы обратили внимание, я допустил там вольность, и в последнем повторе мы спели текст не «как будто вновь Я вместе с ними», а «как будто вновь Мы вместе с ними». Потому что мы и правда вместе с ними. И сейчас, слава богу, мирная жизнь огромного количества людей никак не изменилась благодаря тем парням, которые отдают жизни за то, чтобы мы спали спокойно. Мы все ждем их и верим, что обязательно споем вместе песни Победы.

Справка

  • Тимур Ведерников – музыкант, композитор, ведущий российский фингерстайл-гитарист, певец, актер, продюсер.
  • Заслуженный артист Ингушетии.
  • Родился и вырос в Узбекистане, в Самарканде. Музыкой занимается с детства, виртуозно играет на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитарах, барабанах, губной гармонике, слайдовой гитаре «добро», «лэп-стил».
  • В школьные годы серьезно увлекался физикой, что впоследствии очень пригодилось в обустройстве собственной студии звукозаписи.
  • В 16 лет стал лауреатом Грушинского фестиваля в дуэте с Шухратом Хусаиновым. В студенческие годы был гитаристом в нескольких коллективах одновременно, а затем его пригласили в постоянный состав группы «ГрАссМейстер».
  • В 1997 году стал победителем первого телевизионного конкурса вокалистов «Лестница в небо» на канале РТР. Также он сыграл главные роли в нашумевших мюзиклах: роль наркомана в «Метро» и роль Квазимодо в «Нотр-Дам-де-Пари».
  • В 2004 году в память о трагически погибшем друге, музыканте, гитаристе-виртуозе Андрее Баранове, Тимур Ведерников организовал вместе с друзьями музыкальный фестиваль «МАМАКАБО», который стартовал в Калужской области и из общероссийского превратился в международный.
  • В настоящее время Тимур задействован как музыкант, художественный руководитель, продюсер в нескольких десятках проектов. Основным местом работы называет авторский проект #Музыкавместе.
  • Также Тимур Ведерников активно работает как композитор, создает музыку к кинофильмам, мультфильмам и уже выпустил альбом инструментальной музыки, написанной им в разные годы к сериалам и художественным лентам.

Беседовала Ольга СМЫКОВА

Фото из личного архива Тимура Ведерникова