Ткани со смыслом и историей

Старший научный сотрудник Музея ивановского ситца Юлия Блавдзевич посвятила свою лекцию на недавнем «УграФесте» истории ситценабивного производства

Эта тема интересует не только специалистов по народному костюму и реконструкторов. Оказалось, что современные горожане хотят носить одежду с рисунками, придуманными больше ста лет назад. Такая возможность появилась совсем недавно.

Хлопок или лён?

– Юлия, когда в России впервые появилась хлопковая ткань?

– Хлопок пришел к нам из Индии в XVI веке. В XVII веке объем поставок увеличился, но материал этот достаточно дорогой. В XVIII веке картина изменилась: мы покупали дешевую необработанную хлопковую ткань без рисунка и украшали ее своими силами. Самый простой и быстрый способ нанести рисунок на ткань – это набойка при помощи деревянных досок-манер. Еще до появления в России хлопка по такой же технологии украшали льняную и конопляную материю. Само слово «ситец» означает «пестрый», поэтому набойщиков первоначально так и называли – «пестрядельники».

В начале XIX века появились машины с валами для печати рисунка на ткани. Сначала это были одновальные или цилиндренные машины, где  печать велась механическим способом в один цвет. Впоследствии с развитием многовальной технологии  на ткань могли наносить до 15 цветов за один проход.

Благодаря цене ткани из хлопка быстро завоевывали популярность. Во второй половине XVIII  века хлопок стоил почти вдвое дешевле, чем лен местного производства. Это время расцвета первых набивных предприятий, которые использовали более дешевое сырье как основу для нанесения рисунка.

– Можно ли сказать, что в это время люди «переоделись» из льна в хлопок?

– Окончательно это «переодевание» так и не произойдет. Лен остался стратегическим сырьем. Например, русскую армию XVIII – первой половины XIX века снабжали в основном льном: нельзя допустить, чтобы из-за перебоев с поставками мы остались без ткани. Кроме того, крестьянское хозяйство достаточно инертно. Выращивание льна и производство льняной ткани были налажены и продолжались. Льняную одежду собственного производства  крестьянство большинства территорий нашей огромной страны носило вплоть до первой четверти ХХ века.

Уже к началу XIX века выделилась городская субкультура со своим укладом жизни, традициями, костюмом. Появилась мода на ткани промышленного производства. Когда крестьяне уходили в город на заработки, то домой в качестве подарков чаще всего приносили платки и отрезы заводской ткани.  Из них шили парочки (комплект из юбки и кофты), полуплатья и круглые сарафаны. Традиционные черные и синие сарафаны к концу XIX века в Центральной России сохранились в старообрядческой среде, но и там часть из них уже «бумажные», то есть из хлопка.

Белый, синий и красный

– Ткани каких цветов больше всего любили наши предки?

– Белый, синий и красный цвета – основная палитра русского костюма.

В XVIII веке появились ситцы белоземельные, с рисунком по белому фону, кубовые – темно-синие с мелким цветочным орнаментом и красные, или краснофонные.

– Всегда было интересно: откуда взялось название «кубовый»?

– Стойкий синий краситель индиго добывали из растения индигоферы. Стебли и листья сквашивались в специальных квасильных ямах, затем сырье высушивалось и измельчалось. По одной из версий индиго привозили в Россию из Индии спрессованным в небольшие кубики. Вероятно, отсюда могло появиться название «кубовое» крашение.

На ткань сначала наносили рисунок вапой – резервирующим составом  на основе белой глины, и только потом погружали в чан с красителем. Вапа растворялась в воде, и на темно-синем фоне оставался белый рисунок. Его могли оставлять как есть или расцвечивать.

– А чем окрашивали ткани в красный цвет?

– Изначально красный краситель добывали из растения марены красильной, его оттенок был неяркий, приглушенный.

В 1868 году из каменноугольной смолы синтезируют химический краситель – ализариновый красный. В нашей стране его производство организовал немец Людвиг Рабенек. Фабрика Рабенека находилась на территории современного города Щелково в Подмосковье. В 1874 году она производит уже 100 тонн ализарина ежегодно. Всего шесть лет прошло от первого синтеза красителя до производства в гигантских объемах в России!

– Какие узоры или, как сейчас бы сказали, принты были в моде 200 лет назад и раньше?

– В Иванове традиционными рисунками считаются роза и «огурец».  У последнего много названий, но, пожалуй, чаще всего мы слышим английское «пейсли». Они часто сочетаются в одной ткани. Первые ивановские  «огурцы» мы видим на тканях первой половины XVIII века местного производства мануфактуры М. И. Ямановского.

Тем, кто хочет глубже изучить эту тему, рекомендую книгу Натальи Ковалевой «Ситцы красные, цветастые». По сути, это результаты большой научно-исследовательской работы, по которой автор,  заведующая отделом народного искусства Русского музея, защитила диссертацию.

В XVI–XVII веках мы видим много тканей в клетку и в точку неправильной формы – их наносили вручную, имитируя дорогой «рытый бархат». В конце XIX века появляются точки пико в разных вариантах. Никуда не уходит и клетчатый узор: в коллекции нашего музея есть парочки  этого периода в тонкую мелкую клеточку.

«Я буду это носить!»

– На лекции вы продемонстрировали калужанам образцы современных тканей с историческим рисунком. Как появилась идея проекта «Я буду это носить!»?

– В 2020 году Музей ивановского ситца организовал выставку к 200-летию шуйских ситцев: первая ситцепечатная фабрика братьев Посылиных была основана в 1820 году. От посетителей выставки мы получили множество восторженных отзывов и часто слышали вопрос: «Где купить такие ткани?»

Вместе с нашими партнерами, компанией «Шуйские ситцы», мы загорелись амбициозной идеей – вернуть на улицы городов ситец с «историческим» рисунком. К воплощению замысла мы шли почти пять лет, ведь технология производства сильно изменилась. Результат – первая коллекция «Ткани со смыслом: наследие мануфактур». Не только рисунок, но и качество максимально приближено к характеристикам подлинников. Эти ткани можно использовать для пошива женской и мужской одежды, изготовления домашнего текстиля, элементов декора помещений.

– Как отбирали прототипы для коллекции?

– Из фондов музея выбрали десять образцов, четыре синих и шесть краснофонных – ткани шуйских фабрикантов Посылиных и московских промышленников Рабенеков. Рисунки подбирали по принципу капсулы, так, чтобы их можно было комбинировать.

«Шуйские ситцы» сотрудничают с ведущими художественными вузами, проводят конкурсы среди дизайнеров. Надеемся, что ткани с «историческим» рисунком вдохновят творческую молодежь, помогут пробудить интерес к этой эстетике и в современную городскую среду вернутся элементы русской традиции конца XIX – начала XX века.

Беседовала

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото автора и Виктории Кромской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *