Три века дома Яновских

Архитектурный памятник русского классицизма, украшающий улицу Воскресенскую, таит в себе много загадок

Это одна из представительных улиц исторического центра, здесь сохранились не только городские усадебные строения, но и неуловимый дух того времени.

Известный историк архитектуры М. Фехнер так говорит о доме Яновских:   «типичный образец стиля классицизм, относится к московской школе классического зодчества».

Архитектура переходного характера

Дом № 9, известный как дом Яновских, отличает строгая соразмерность  частей и гармоничность общего решения. Хотя известный краевед Дмитрий  Малинин в начале ХХ века рассказывал о нем достаточно сдержанно: «Интересен фасад трехэтажного дома: вперед в нижнем этаже выдаются на улицу три арки, в которые выходят окна дома. Эти арки-ниши служат подножием колоннады из четырех колонн с капителями коринфского стиля. Колонны поддерживают фронтон, в котором изображен лепной герб, который держат две фигуры. Над окнами второго этажа диски и стрельчатые впадины, украшенные аканфом. Дом не производит своей композицией цельного впечатления, что свидетельствует о переходном характере его архитектуры: от ампира к безвкусию Николаевской эпохи».

С конца XIX века и до революции в доме жила семья губернского предводителя дворянства Николая Семеновича Яновского. Интересно, что напротив дома Яновских находится здание бывшей Пестриковской богадельни. Оба дома, близкие по общей композиции, архитектурным мотивам и скульптурным деталям, ранее принадлежали купцу Прянишникову (жена Яновского была внучкой Прянишниковых). В основе обоих строений предположительно лежит один проект. Дом на Воскресенской, 6 имеет лишь два этажа, но на этот нюанс обращаешь внимание в последнюю очередь, настолько они схожи. Во всяком случае, даже непрофессионального взгляда достаточно, чтобы увидеть в решении  руку одного зодчего. Почему он расположил два здания друг напротив друга на одной улице – вопрос интересный.

Мы не знаем, как здание выглядело сразу после постройки, не сохранились его чертежи с подтвержденным авторством. Дом с годами многое утратил в своем облике, но и сегодня представляет значительный историко-архитектурный интерес.

 

Во время боев за освобождение Калуги здание было серьезно повреждено. По заключению Комиссии архитектуры СССР от 4 апреля 1942 года, сохранились лишь обгоревшие капитальные стены, а интерьеры полностью утрачены

Почерк мастера

За многие десятилетия дом пережил и пожар, и частичное разрушение, и переделки (известно, что в здание в середине XIX века вносил некоторые коррективы архитектор Гусев), несмотря на это, декор фасада усадьбы Яновских и сегодня настоящее полотно художника. Благодаря ручному изготовлению лепнины создавалась ее неповторимость – качество и пластика в полной мере зависели от профессионализма и вкуса скульптора.

В арсенале художника и амурчики, и цветочные розетки, и сложносочиненный карниз с женскими фигурами, держащими в руках герб,  и  треугольные сандрики, напоминающие фронтон античного храма, – неизменный аксессуар классической архитектуры.

Розетки в украшении пространств над окнами создают единую линию, располагаются симметрично, хотя и имеют разную форму. Присутствует здесь и продолговатая филёнка, заполненная лепным «растительным» орнаментом.

Интересны лепные изваяния на северном и южном флигелях усадьбы. По мнению Александра  Днепровского, они очень похожи на калужских мужиков с бородами, в широких одеждах. По мнению краеведа, «неизвестному народному мастеру-лепщику принадлежат и похожие изваяния на фасаде дома Шамиля». Возможно, что каким-то образом к ним причастен и сам губернский архитектор, окончивший академию художеств по скульптурной специальности.

 

Розетка – архитектурная деталь, представляющая собой вписанный в круг орнамент в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев. Ее история берет начало в древнем мире, где подобные украшения использовали для декоров храмов и дворцов. С течением времени  они стали неотъемлемой частью многих исторических архитектурных стилей – от ренессанса до модерна

Отголоски московского классицизма

Кстати, в арсенале московской архитектуры того периода можно обнаружить мотивы, схожие с калужскими творениями Ивана Ясныгина.

К примеру, дом Несвицкой на Смоленском бульваре. Большая усадьба, первоначально принадлежавшая дворянам Желябужским, возведена в середине XVIII века в стиле барокко и украшена пышным декором, в котором особенно выделялись нарядные, выложенные из кирпича наличники окон среднего этажа. Основная планировка и объёмы здания – высокий главный этаж, сводчатый подклет, центральный ризалит парадного фасада  – сохранены при его перестройке в классицистическом стиле после 1794 года. Именно тогда фасады получили сохранившийся до настоящего времени строгий и гармоничный облик с изящной лепниной, так напоминающий калужский вариант.

Автором проекта называют Матвея Казакова – лишь на том основании, что  здание присутствует в его знаменитых альбомах частных строений Москвы. Иных доказательств до сих пор не найдено. Любопытный факт: на плане Москвы 1775 г. на месте этого дома показан каменный двухэтажный дом, по габаритам и размерам аналогичный рассматриваемому зданию.

Считается, что усадьба Яновских возведена в конце 1790-х годов по проекту губернского архитектора Ивана Ясныгина. По предположению Александра Днепровского, главный дом выстроен с использованием фундамента прежнего строения. Действительно, на плане 1778 г. на этом месте указано каменное строение, существовавшее до составления плана регулярной застройки Калуги. Любопытная московско-калужская архитектурная параллель, не правда ли?

 

Дом Несвицкой в Москве. Тот же портик, поднимающийся на высоту второго и третьего этажей и опирающийся на небольшую, но массивную аркаду из трех арок-ниш. Завершен треугольным фронтоном,  аркада обработана рустом

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото Антона Забродского, из открытых источников и с сайта pastvu.com