Творение великого шифровальщика

Какое наследие оставил потомкам архитектор Петр Никитин

Сегодня у нас необычная прогулка. Ее объектом станет не дом и не улица, а регулярный план города. Утвержденный в 1785 году, он стал основой  городского планирования, а в историческом центре калужане до сих пор  ходят по улицам, спроектированным в конце XVIII века.

Города в камне

– Для начала немного истории. Как известно, Калужское наместничество было образовано указом Екатерины II в 1776 году. Именно с этого времени начинается отсчет разительных перемен в Калуге. Калужский наместник Михаил Никитич Кречетников привез с собой в город из Твери Петра Романовича Никитина, назначив его советником наместника по архитектуре с высоким окладом.  В Твери после большого пожара, в котором сгорела практически вся «городская часть», императрица Екатерина II приняла решение восстанавливать город по принципам регулярности. Эта работа была поручена команде Никитина. Опытный архитектор полностью изменил облик Твери. Совсем не удивительно, что совместными усилиями Кречетникова и его архитектурного советника была обеспечена очень высокая по тем временам организация строительных работ, позволившая чрезвычайно быстро осуществить все замыслы. Более того, та полнота полномочий и доверия, которыми одарил Никитина Кречетников, стали в его творческой судьбе определяющими.

«Дорегулярный» план старого положения губернского города Калуги с поселёнными при нём слободами. 1776 год.

Каменный мост через Березуйский овраг. Фото 1948 года.

Главное народное училище. Фото начала ХХ века.

Весь следующий год одновременно с проектированием Каменного моста и Присутственных мест Никитин работал над составлением нового регулярного плана Калуги. Однако он был утвержден императрицей лишь в июне 1778 года, а в окончательной редакции был утвержден в 1785-м уже самим наместником, имеющим полномочия это делать. Годом раньше Петр Никитин умер от лихорадки. Тем не менее автором регулярного плана Калуги по праву считается именно он. Парадокс?

Новаторство в традиции

– То, что сделал Петр Никитин для русского градостроительного искусства и, в частности, для Калуги, сложно переоценить. Когда говорят о русской архитектуре конца XVIII века, на слуху обычно три имени: Баженов, Казаков, Никитин, причем имя последнего незаслуженно в тени двух больших фигур, хотя тот же Казаков, например, известен как ученик Никитина.

За короткий период (всего восемь лет!) он не просто разработал регулярный план города и большинства уездных калужских городов, но и внутри плана столицы губернии заложил регламенты фоновой застройки, дома и даже целые кварталы, которые мы наблюдаем до сих пор. В Москве, кстати,  вы этого уже не увидите – там не найти улицу, которая сплошняком состояла бы из фасадов конца XVIII века… А в Калуге допожарная Москва представлена впечатляюще.Это был сложный для реализации инженерный проект, если учитывать существовавший тогда уровень производства строительных работ. В XVIII веке Березуйский овраг простирался практически до Пятницкого кладбища.

Регулярный план, принятый М. Кречетниковым. 1786 год.

Посмотрим внимательно на регулярный план. Он строго учитывает специфику местности, прорезанной спускающимися к Оке оврагами. Улицы кварталов между ними расходятся веером, образуя на пересечениях множество разнообразных ракурсов. Общая композиция Калуги решена в форме трапеции, основанием которой служит Ока. Ядром перепланированного исторического центра стали Каменный мост и комплекс административных построек – Присутственные места, Троицкий собор, Гостиный Двор, жилой дом Носовых, торговая площадь, Дом гражданского губернатора, Главное народное училище. В 1777–1778 годах был построен уникальный в русском зодчестве Каменный мост-аркада через Березуйский овраг, высотой 23 и длиною свыше 100 м.

Старинная часть города, расположенная на Оке, и в наши дни сохраняет свою геометрию практически без наслоений. Калуга стала дальше «расползаться» – появилась железная дорога, слободы выросли в промышленные окраины,  центр остался незыблемым из-за того, что слободы были вынесены на окраины.

Вид на Троицкий собор, начало ХХ века.

Калуга советская.

Вся гениальность этого плана в том, что с помощью алгебры была проверена гармония русского ландшафта. По форме регулярный план Калуги представляет собой некий амфитеатр, который спускается к реке, круглые площади как шарниры, а два оврага – Березуйский и Городенский – грани внутри конверта. Вряд ли стоит говорить о масонской тематике, архитектор лишь расшифровал и прочувствовал геометрию места. Вернее, зашифровал будущий центр города внутри этой трапеции, укротив рельеф, включив в композицию, оформив нерегулярные улицы в прямые и правильные, придав им стройность и логичность.

Типовое и нетипичное

– Все, что задумано и заложено Никитиным, можно сейчас пройти. «Соты» плана – парцеллы – до сих пор существуют. Это кварталы, в которые вписаны и ныне существующие дома.

Никитин и его последователи выпустили альбомы по типовой регулярной застройке, в которых представлены примеры фасадов: на каких улицах какого вида допускаются, какой высоты, с какими окнами и т. п. – генплан был материализован, чем и ценен.

В архитектурном сообществе есть разделение по специализации на  градостроителей, объемщиков и интерьерщиков. Петр Никитин был три в одном. Он ощущал город как интерьер большого проекта. Знаковые городские объекты его авторства – Присутственные места, Гостиные ряды, здание народного училища –  представляют его как большого зодчего, который четко понимал, каким должен быть город,  по каким законам он развивается и функционирует. Все эти достопримечательности конца XVIII века и далее по времени можно по праву считать никитинскими. Именно он сделал первые шаги, которые стали началом большого пути по строительству нового города. Заложенная преемственность материализовалась на протяжении нескольких десятков лет уже стараниями его последователей.

В чем новаторство Никитина как архитектора спроектированных им зданий? Его здания, как гениального «объемщика», идеально вписаны в среду и как структурные элементы формируют ткань застройки. Присутственные места, как огромная скоба, которая «обнимает» собой парк, внутри которого доминантой служит ясныгинский Троицкий собор. Или здание народного училища, которое имеет форму парцеллы, несмотря на многочисленные перестройки, до сих пор «держит» площадь. Архитектор сам для себя изобрел эту матрицу, внутри которой ключевые здания чувствовали себя на своем месте, они, как узловые скрепы, держат всю ткань центра города.

С точки зрения градостроительного искусства генплан Калуги – явление выдающееся. Никитин заложил в его основу полицентричную матрицу, и город как таковой стал возможен после того, как Никитин решил это уравнение, где ему было все понятно.

Калуга и Тверь (Тверь на севере, а Калуга на юге) стали яркими символами новой градостроительной науки. Создать новый город на своем месте – это как сделать космический корабль. Задача, с которой Петр Никитин справился блестяще. Если задуматься, регулярный план Калуги сам по себе объект культурного наследия.

Заслуга Никитина мне видится в том, что в очень короткое время он смог всю эту логику понять и осмыслить; внутри этой градостроительной схемы обозначил объекты, которые стали для нее ключами, с помощью которых генплан стал из схемы материализовываться в реальный город. Не просто сказал «а», но и «б» и дальше озвучил эту партитуру, которую потом еще несколько десятилетий после него дополняли новыми вариациями на главную, никитинскую, тему.

Детали

Регулярный план Тарусы, как и в Калуге, построен на особенностях рельефа. Ясныгин разместил в центре каменный собор, и город начал отстраиваться от главной площади. Сегодня здесь установлен памятный знак великому русскому зодчему, которому Таруса обязана своим градо-устройством. Исторический центр сегодня мало отличается от того, каким видели его зодчие рубежа XVIII и XIX веков.

*****

В Твери Никитин проработал 14 лет. Она стала первым городом, выстроенным по регулярному плану с новаторскими разработками архитектора, а потом и образцом типового плана застройки провинциальных городов России. В основе – трехлучевая композиция. Так строились в свое время Версаль, Санкт-Петербург, Рим. В период екатерининской градостроительной реформы Тверь получила классицистическую застройку набережной Волги, где отличительной особенностью стала знаменитая «единая фасада» зданий, состоявшая из нескольких однотипных двухэтажных домов с одинаковым числом окон – девять.

Говорят, это число связано с количеством букв в имени императрицы. Интересно, что первый никитинский план Калуги также имел в своей основе трехлучевую композицию с остриём трезубца у въезда со стороны Москвы, но позже был модернизирован. В финальной версии проекта город получил очертания правильной трапеции, к которой по бокам, со стороны Московской и Тульской застав, примыкали «прямоугольники» Ямских слобод. В плане удачно сочетались приемы лучевой, веерной и прямо-угольной композиций.

*************

Перестройки позднейшего времени, которым подверглись отдельные корпуса Присутственных мест, существенно не изменили архитектурный облик ансамбля в целом. В 1823 г. в центре семинарского корпуса был пристроен портик по проекту архитектора Н. Соколова. В 40-х годах XIX века открытые галереи (с полами, выстланными в нижнем этаже белокаменными плитами, а в верхнем – кирпичом), которые тянулись вдоль задних фасадов всех трех корпусов, постепенно были превращены в закрытые помещения.  К западному корпусу было пристроено южное крыло. В арках ворот, в верхней их части, устроили переходы, а в 1945 г. пробили маленькие арки для пешеходов. Когда организовывали троллейбусное движение, переходы в двух арках пришлось разобрать.

 

Записала Ольга КОНОВАЛОВА

Фото с сайта Госкаталога музейного фонда и retromap.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *