Для выставки, которая открылась в Инновационном культурном центре 14 января, Евгений Фридгельм отобрал 45 новых работ, которых ещё никто не видел. Экспозиция потрясающих снимков, наполненных атмосферой недоговорённости и таинственности, приурочена к 650-летию областного центра и называется «Голос за кадром».
История одной фотографии
Мы неспешно идём с автором от одного снимка к другому.
– Эту фотографию «Знамение» я сделал чуть больше месяца назад, 6 декабря. Вечером был красивый закат, и я решил поснимать Яченку в свете заходящего солнца. Когда вышел из дома на улицу, обратил внимание на облако. С первого взгляда облако как облако – оно было единственным на абсолютно чистом небе. Вроде ничего особенного, но моё внимание привлекала его необычная форма. Пока ехал от дома с Правого берега до водохранилища, пока снимал пейзажи, прошло достаточно времени, а на небе ничего не поменялось: как висело таинственное облако, так и продолжало неподвижно висеть. Не менялось и никуда, похоже, не собиралось передвигаться. Как ведут себя обычные облака? Перемещаются, меняют форму, растворяются… А это висело без изменений часа полтора, не меньше. «Как какое-то знамение в форме ангела», – подумал я. И, конечно же, не мог не зафиксировать это явление. Нашёл такой ракурс, при котором заиндевевшие проталины на асфальте отражали солнечный свет. Дождался подходящего момента, когда в кадре появятся фигуры людей. Ждал, присматривался… И в какой-то момент композиция выстроилась в законченную картинку. Исчезло облако вместе с заходом солнца. Я наблюдал за ним до последнего, когда уже возвратился домой.
Калуга осенняя – дождливая и на закате, зимняя – заснеженная и солнечная. В документально-художественных фотографиях Евгения Фридгельма, пронизанных философским настроением, особый взгляд на известные вроде бы места исторического центра Калуги, на уютные улочки и тихие дворы с фигурами и силуэтами людей, растворяющихся в пелене тумана. Каждая работа – философский рассказ. Снимки притягивают и не отпускают.
Пришёл, увидел, снял
– Евгений Игоревич, как вам удаётся передать на чёрно-белой фотографии свет и цвет? Вы заранее продумываете сюжет картины?
– Я всегда пытаюсь поймать свет. Для меня интересен именно свет. Придумать заранее сюжет и попытаться его срежиссировать, конечно, можно. Но это не мой путь. Я надеюсь на удачу – пришёл, увидел, снял. Однако выхожу на фотосессию небездумно. Я знаю в Калуге места, которые по-разному, по-особому принимают и отражают солнечный свет. Старая Калуга спроектирована так, что некоторые улицы на закате просвечиваются насквозь и создаются необычные ракурсы, световые декорации, а люди отбрасывают причудливые тени. Остаётся только поймать момент. А вот что происходит дальше – это уже дело удачи. Бытует мнение, что для фотографа «закат-рассвет» – это как охота на прикормленного кабана. То есть неинтересно. Я так не считаю. Снегопад, ливень, закат-рассвет, туман – это, безусловно, фотографические козыри, однако ими надо уметь воспользоваться. Найти необычный сюжет, свой, не похожий на другие, – задача не из лёгких. И тут не обойтись без её величества удачи. Всё должно совпасть: место съёмки, ракурс, сюжет, конфигурация света… Считаю себя удачливым фотографом, потому что мне иногда везёт. А может даже и частенько. Но чтобы повезло, надо потрудиться. Иногда приношу домой по 700–800 кадров. Отсматриваю. Вроде бы интересно, но чего-то не хватает. И в результате всё идёт в корзину. Ну не совпало! И тут уже ничего не поделаешь. Главный цензор для своих фотографий – это я сам. Если чувствую, что в сюжете что-то не так – такой снимок я никогда не выложу на обозрение зрителю. Иногда их оставляю, чтобы проанализировать и понять, в чём недостаток, где ошибся?
15 объективов
– Однако для воплощения идеи фотографу мало только таланта и удачи. Нужна ещё и хорошая техника – без хорошего фотоаппарата не обойтись…
– У меня 15 объективов, которые я использую в зависимости от сюжета, погодных условий, освещения… Конечно, все с собой не беру – всё зависит от идеи, от замысла предполагаемой фотосессии. В данный момент в сумке у меня шесть объективов. Вот если сейчас попытаться снять пинхолом (объектив без линзы, превращающий фотоаппарат в камеру обскура) или моноклем (объектив с одной линзой, добавляющий кадру художественности), ничего хорошего не получится – антураж не соответствует. Для таких объективов нужен особый свет, который приходится искать и ждать.
Снимок с продолжением
– Евгений Игоревич, каждый раз, возвращаясь к какой-то из ваших фотографий, я нахожу что-то новое…
– Я стараюсь создать фоторассказ. Не просто снять красивый вид с моста на город или из города на мост. Так делают многие. Да, красиво! А что дальше? Для меня это неинтересно. Мне необходима история. Такое мгновение с историей. История может быть «до», а ещё лучше «после». Чтобы, глядя на снимок, хотелось узнать, а что же там будет дальше? В этом мне помогают люди или животные. Очень важно «нарисовать» образ. Тут в помощь может быть необычно выразительная поза или устремлённый в нужном направлении взгляд, поворот головы… Зритель должен понять, ради чего фотограф расчехлил камеру. Что он хотел сказать? Это должно читаться на раз.
Мне любопытно наблюдать за сюжетными сценами уличной жизни, игрой света и тени, пытаться поймать настроение людей и в конечном итоге превратить снимок в философский рассказ, требующий продолжения.
Спешите увидеть!
Выставку Евгения Фридгельма «Голос за кадром» можно посмотреть бесплатно ежедневно до 7 февраля с 10.00 до 21.00 в Инновационном культурном центре на улице Октябрьской, 17а.
На выставке побывал Александр ФАЛАЛЕЕВ