Как Артем Бондаренко стал пилотом аэростата, почему восходные и закатные воздушные путешествия имеют особый шарм и какие принципы он усвоил с детства из любимых приключенческих книг
«Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, – Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
Владимир Высоцкий, 1975 год.
Ни минуты покоя
На минувшей неделе я встретился с руководителем калужского воздухоплавательного клуба «Калуга Аэро» и единственным пока в России воздушным экскурсоводом Артемом Бондаренко. Время встречи в офисе – 8:30.
Именно к этому времени известный калужский пилот, подтянутый и загорелый, вернулся из очередного «рассветного» полета, а члены его команды завозили на базу клуба в прицепе автомобиля большую сумку со спущенным воздушным шаром.
Шестью часами ранее все было иначе: он и команда волонтеров в предрассветных сумерках вывезли аэростат на точку старта, расправили на земле оболочку, раскрыли ее с помощью холодного воздуха, используя промышленный вентилятор. Когда купол, лежащий на боку, наполнился, Артем зашел в него, как в огромную палатку, и проверил, все ли в порядке, нет ли повреждений.
Когда к старту все было готово, пассажиры перебрались внутрь через полутораметровый борт плетеной корзины. И вот над землей вспыхнула гигантская лампочка: разноцветный воздушный шар, подсвеченный изнутри огнем горелки, плавно ушел в полет, направляясь с туристами в живописное место пригорода Калуги – к окрестностям озера Нижняя Вырка.
По словам Артема, утренний полет прошел, как всегда, штатно, люди благодарили пилота за полученную феерию положительных эмоций.
Путь в небо
Артем Бондаренко родом из Магадана, вместе с родителями переехал в наш регион.
Здесь учился в колледже культуры, в его дипломе значится: «методист по работе с молодежью и руководитель вокально-хорового ансамбля». Чуть позже окончил Калужский кооперативный техникум, получив специальность менеджера. После учебы был призван в военно-морской флот, служил на легендарном ракетном корабле «Мираж», который много лет был подшефным городских властей Калуги.
– После флота пробовал разные профессии. В воздухоплавание попал случайно: в 2009 году товарищ пригласил в спортивную команду, поскольку неожиданно выбыл человек. В это время шел чемпионат Московской области по воздухоплаванию. А в команде должно быть определенное количество людей: один пилот и три помощника. Ситуация патовая – либо сниматься с соревнований, либо экстренно искать замену. Позвали меня. Я, когда услышал, что можно полетать на воздушном шаре и помочь в ответственный момент команде, как человек, легкий на подъем, собрался и через пять часов был уже там,
– вспоминает Артем.
Затем он получил направление в московскую школу пилотов, где изучил основы навигации, радиосвязи, метеорологии, навыки штурмана. Обучение длится до полугода и проходит преимущественно в осенне-зимний период. Просто летом инструкторы, действующие пилоты, заняты на полётах.
В 2015 году, будучи в Калуге, на свои кровные приобрел собственный аэростат и пригласил к воздушным полетам друзей и просто знакомых. Так появились единомышленники – любители, сочувствующие, энтузиасты, которых тоже заворожили полеты в небе. Они стали костяком клуба «Калуга Аэро».
Управляя командой…
Летние полеты над городом в исполнении волонтеров «Калуга Аэро» в последнее время стали привычными. По словам Артема Бондаренко, это не только экскурсии, но и спортивные соревнования. Он руководит сборной области по воздухоплавательному спорту, отстаивая честь нашего региона в разных городах России.
– Еще руковожу региональным агентством развития воздухоплавания и отвечаю за воздушный туризм в Калуге и регионе. Три четверти гостей, которые летают с нами, – москвичи. Больше стало людей, которые приезжают к нам по турам выходного дня.
– Лидер и команда – как у вас это работает?
– В моей команде волонтеры, возраст – от 14 до 68 лет. Они приходят, чтобы получить новую информацию, ощущения, что-то изменить в жизни. Летают с опытными пилотами, осваивая азы воздухоплавания. Тех, кому не исполнилось 18 лет, приводят родители. Несовершеннолетним необходима образовательная программа, направленная на воспитание и обучение. В будущем такие молодые люди смогут не только развивать внутренний туризм, но и становиться спортивными педагогами. Естественно, с моей поддержкой, поскольку в 2018 году я окончил КГУ, отделение социального педагога-психолога,
– уверен Артем.
…и ветром
– Как вы заставляете воздушный шар двигаться по заданной траектории?
– Шар несут воздушные потоки, а я заставляю ветер работать на меня. К примеру, сегодня туристы с высоты птичьего полета увидели все прелести Нижней Вырки. Как это получилось? Моя задача – все точно рассчитать. На разной высоте в воздушных слоях возникают разные ветры. Каждое утро мы просматриваем интернет-страницы метеорологических сайтов, чтобы иметь представление о том, что нас ждет в небе и как следует поймать нужный ветер. Я могу показать трек полета, который состоялся над Нижней Выркой. По нему видно, что шар летит не по прямой, а постоянно поворачивается, и эти повороты объясняются рельефом местности. А понимание основ аэродинамики вкупе с данными по скорости и направлению ветра позволяет рассчитать возможное направление полёта и точку приземления. В случае посадки мы выбираем безопасное место. Они разные, но главное – большой площади для посадки шара не нужно, когда ветер слабый. Когда ветер сильный, выбираем большие, открытые пространства, обычно это убранные или скошенные поля, – объясняет пилот.
Послесловие
Несмотря на внешнюю экспрессию, Артем в душе неисправимый романтик. В детстве много читал, особенно приключенческие книги. Любимыми с той поры и до сих пор являются романы «Граф Монте-Кристо» и «Наследник из Калькутты». Их герои – бескомпромиссные бойцы, люди чести.
– Если их кто-то не читал, очень рекомендую это сделать, чтобы, как говорится, порадовать маленького романтика, который живет в каждом из нас. Воздухоплавание в этом плане – просто следующий шаг.
Сейчас Артем Бондаренко загорелся идеей привлечь к полетам подростков на базе Калужского отделения ДОСААФ. Интерес к небу у ребят большой, нужна организация. Он пишет образовательную программу, которая научит молодых людей ориентироваться по картам местности, основам радиосвязи, навигации.
– Хочется, чтобы больше молодежи занималось этим редким видом спорта. Поверьте, полёты на воздушном шаре никого не оставят равнодушным,
– считает Артем.
Александр Трусов. Фото автора и клуба «Калуга Аэро»