Завершился первый квартал текущего года, а это значит, что управляющие организации 1 апреля уже должны были представить собственникам отчет о выполненных работах за прошедший 2016 год. Такой отчет дает возможность оценить работу УК и принять решение, стоит ли продлять с ней договор.
Даже если вы полностью довольны обслуживанием дома и качеством коммунальных услуг, то знать о том, как тратятся деньги, – не праздное любопытство. Обязанность компаний отчитываться перед жильцами установлена Жилищным кодексом. Управляющая компания не может отказать жильцам в предоставлении такого отчета, сославшись на коммерческую тайну, – это прописано в ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса.
Независимо от того, хорошо или плохо работает управляющая организация, любой собственник имеет право обратиться в нее с письменным заявлением о предоставлении годового отчета. Нередки случаи, когда УК предоставляет отчет, не соответствующий утвержденным стандартам. Он составлен так, что понять его очень сложно или же некоторая информация в нем кажется собственникам не соответствующей действительности. Тогда нужно опять же обратиться с письменным заявлением к управляющей организации, в котором просить разъяснить указанные цифры и факты, подтвердить их соответствующими документами. Если управляющая компания игнорирует ваши обращения, то обязать ее предоставить вам документы можно в судебном порядке.
Что должно быть в отчете?
Недобросовестные управляющие компании могут запросто отчитаться за услуги, которые не оказывали. А проверить это можем только мы, жители. Итак, что должно быть в отчете?
- Наименование управляющей компании. Юридическое лицо, фамилия, имя, отчество руководителя.
- Адрес дома, по которому предоставлен отчет.
- Период, за какой составлен отчет.
* За какие услуги и кому именно перечислены собранные денежные средства собственников.
* Сколько жители заплатили управляющей компании за оказанные услуги.
* Сколько жители должны управляющей.
* Сколько управляющая компания заплатила за поставленные ресурсы и оказанные услуги.
* Сколько средств осталось на нашем счету, или сколько мы остались должны управляющей.
* Текущий ремонт: должна быть расписана каждая проделанная работа. Сверьтесь с договором управления, именно в нем написано, какие работы управляющая должна была сделать, а какие нет.
* Капитальный ремонт: должна быть расписана каждая выполненная работа и указана ее стоимость.
Собственники могут обсудить предоставленную информацию и принять решение о качестве работы управляющей компании, внесении изменений в условия договора с учетом замечаний, а также размере платы за жилое помещение только на общем собрании, поскольку при этом будет учитываться мнение большинства из них. Например, жильцы имеют право внести изменения в договор с управляющей компанией, или же вовсе предупредить УК о расторжении контракта. Кроме того, они могут установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом необходимых работ (общему собранию может быть предложено несколько вариантов плана и смет затрат на этот год). При этом, чтобы не стать должниками, собственникам нужно реально оценивать соответствие объема работ, выполняемых управляющей организацией, и оплаты за них.
Если вы не согласны с отчетом своей УК, обратитесь в свою управляющую компанию, попробуйте выяснить, откуда взялись подозрительные работы и суммы. Если ответ вас не удовлетворяет – жалуйтесь:
- Защита прав потребителей (управляющая не отвечает на ваш запрос, не работает аварийная служба, не исполняются обязательства по договору и т. д.):
Управление Роспотребнадзора по Калужской области http://40.rospotrebnadzor.ru Горячая линия: 55-40-76 ( в рабочие дни с 10.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 12.45)
- Исполнение жилищного законодательства (нарушения Жилищного кодекса, нарушения технического состояния объектов недвижимости и пр.): Жилищная инспекция по Калужской области сайт: горячая линия тел.: 8-800-450-0101; 27-77-77,
Для справки:
- Раскрывать всю информацию управляющих компаний обязывает Постановление Правительства РФ № 731 от 23.09.2010.
- Информация раскрывается путемобязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет (www.gis-zkh.ru), а также на сайте управляющей компании.
- Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде (в течение 10 рабочих дней).
- Отказ в предоставлении информации может быть обжалован вустановленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
- Контроль за соблюдением управляющими организациями стандарта раскрытия информации осуществляется Государственной жилищной инспекцией, которая по заявлениям граждан в случае выявления нарушений в деятельности управляющей организации вправе внести предписание, а также принять меры по привлечению к административной ответственности.
- Штраф за нарушение стандартов по раскрытию информации – 250–300 тысяч рублей (на юридическое лицо) и 30–50 тыс. рублей (на должностное лицо)
Подготовила Ольга Коновалова