– Какая красота! – восклицает женщина, с любопытством разглядывая панно «Защитникам Отечества» на доме 13 на улице Пушкина.
В минувшую пятницу было открыто обновленное сграффито. Не будет преувеличением сказать, что этого события калужане ждали несколько лет.
Технологии на страже истории
– Теперь во всей красе можно увидеть творение Владимира Животкова, которому 8 октября исполнилось бы 80 лет. Его сын Сергей не смог приехать на открытие, но он очень трепетно отслеживал каждый этап и вспоминал, как работал его отец, – отметил главный архитектор города Алексей Комов.
Воссоздать панно удалось по современным технологиям меньше чем за полтора месяца. Утраченные фрагменты восстановили по фотографиям. Рисунок и рельеф были тщательно оцифрованы. Его подоснову в заводских условиях напечатали один в один на картах матрицы из специального фасадного полистирола. Удалось не только сохранить идентичность рисунка, но и утеплить стену дома. Сверху на рельеф нанесли штукатурно-клеевые слои с применением фиброволокна для полного соответствия с фактурой сграффито.
Изначальная цветовая гамма настенной композиции была утрачена. Её воссоздали благодаря второму панно, которое находится на этом же доме, немного ближе к краеведческому музею.
– Воссоздание панно, по сути, магия. Мы применили новую технологию без ущерба для внешнего облика. На нас теперь будут равняться другие города, ведь воссоздание советского наследия – большая проблема, – отмечает Алексей Комов. – Мы все говорим про патриотизм, пытаемся понять, что это. Восстановленное панно – это и есть патриотическое отношение к Родине, к наследию, к преемственности, к тем, кто создавал город, кто вкладывал в него свою душу. Их уже нет с нами, а их творчество мы можем видеть.
– Это значимое для города событие: панно, которое долгие годы находилось в неудовлетворительном состоянии, воссоздано. Большое спасибо подрядчику, общественной организации, которая взялась в качестве заказчика за эту работу. Использовалась современная технология, которая позволяет добиться хороших результатов, – отметил в своем выступлении Городской Голова Дмитрий Денисов.
Вопреки всему
«Восстановленное панно – это и есть патриотическое отношение к Родине, к наследию, к преемственности, к тем, кто создавал город, кто вкладывал в него свою душу»
Еще недавно казалось, что панно обречено рано или поздно исчезнуть: сграффито изрядно обветшало, начало осыпаться. В 2018 году его скрыли под белым баннером с надписью «Городская среда». В феврале 2019 года художники-монументалисты, оценив его состояние, пришли к удручающим выводам – панно на 90% ратинировано. Оно не только сильно отслоилось от капитальной стены, но и покрылось трещинами, наблюдалась утрата рисунка и красочного слоя. Никто из специалистов не смог дать гарантии, что во время восстановительных работ обрушение не продолжится.
Да и дом 13 на улице Пушкина, на который нанесено панно, не является объектом культурного наследия. А значит, средства на восстановление сграффито должны были бы изыскивать собственники дома. Казалось, ситуация тупиковая. Но городские власти совместно с общественными организациями нашли выход.
– Грустно было смотреть, как панно разрушается. Оно ведь давно стало частью нашей истории, частью Калуги, – рассказывает Сергей Королев, председатель региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы. – Мы выступили с инициативой его воссоздания. Наша организация заключила договор со строительной компанией. Результат изумительный, превышает все ожидания.
Городской Голова предложил использовать изображение панно во время празднования предстоящего юбилея Калуги: если это заинтересует бизнес, то, возможно, оно появится на кружках, футболках, толстовках и всевозможных подарочных наборах.
Наша справка
Настенная композиция «Защитникам Отечества» появилась в 70-х годах прошлого века, когда создавался музейно-краеведческий комплекс для усиления восприятия экспозиции музея. Это было продолжением традиций, заложенных во время празднования 600-летия Калуги, чтобы горожане ощутили себя частью города с богатой историей.
Елена Французова
Фото Г. Трусова