Рисунки, керамические панно и скульптуры рассказывают не только о любимых уголках Калуги, но и об участниках выставки, их друзьях и родных, о домашних питомцах, увлечениях и мечтах.
Для юных художников, их родителей и самой Татьяны Астаховой эта выставка – большое событие.
– Представить свои работы вместе с работами учеников – моя давняя мечта, – говорит Татьяна Юрьевна. – Мы готовились к этой выставке шесть лет. Ребята трудились долго и интенсивно – некоторые работы создавались не один месяц. Кому-то я могла подсказать, направить, но есть работы, где нет ни моей мысли, ни моей руки – настолько четкое было у авторов представление, что и как они хотят сделать. Это очень важно, потому что показывает, насколько все мы в детском возрасте непосредственны и бесстрашны. Этому я учусь у своих учеников, а им передаю технику и любовь к материалу.
Работы мастера и учеников перекликаются между собой, вступают в диалог. Один и тот же городской вид, ракурс можно увидеть по-разному и показать в разной технике.
– В творчестве Татьяны много Калуги, – говорит куратор выставки, доцент кафедры «Художественная керамика» Строгановской академии Юлия Шабаева. – Я познакомилась с городом по ее работам и, проезжая по калужским улицам, узнаю нарисованные Татьяной дома.
Свежий взгляд
Удивляет смелость юных художников, их ясный взгляд, способность подмечать мельчайшие детали и нюансы – и абстрагироваться от них. Маруся Воронова в своей скульп-туре «Площадь Победы» сделала акцент на композиции и балансе основных форм. Круглая чаша фонтана, четыре трапеции, трехгранный обелиск – керамика. Вода – сине-зеленое стекло. Фигуру Родины-матери с лентой Оки и спутником девочка вылепила из черного пластилина. Получилось узнаваемо, лаконично и выразительно.
– Глина – это живой материал, и для работы с ним не нужна физическая сила – как для резьбы по дереву, например, – говорит Татьяна Астахова. Поэтому занятия керамикой популярны и у детей, и у взрослых. К тому же после обжига изделие может выглядеть совершенно по-другому – это всегда интрига. Просыпается азарт – хочется пробовать снова и снова, чтобы получалось все лучше и лучше.
Елизавета Полудненко нарисовала Никитский храм со стороны внутреннего дворика Гостиных рядов, но в центре внимания художницы – калитка из чугунного кружева и висящий в арке фонарь. Работа выполнена в смешанной технике – акварель, цветные карандаши, маркер, гелевые ручки. Чугунные узоры ворот усадьбы Золотаревых заворожили 14-летнюю Ингу Мишину, а ее знаменитые фонари – 9-летнюю Ангелину Савко. Место одно и то же, акценты и техника разные.
У работы Глеба Михайлова «Улица Луначарского» хочется задержаться: внимательно и скрупулезно 16-летний автор перенес на бумагу трещины штукатурки на стене дома, оконные переплеты, простой орнамент тротуарной плитки и замысловатый – древесных ветвей.
В сериях рисунков юные художники рассказывают истории: о сбывшейся мечте и любви с первого взгляда, о дружбе девочки и собаки, о рождении дерева. Есть такая серия и у самой Татьяны Астаховой, и посвящена она калужским музеям.
Всего в выставочном зале представлено около ста работ сорока участников.
Как распознать талант?
Татьяна Астахова – член Союза художников России, выпускница Калужского колледжа культуры и искусств и Строгановской академии. В 2014 году вернулась в Калугу, чтобы создать свое дело и совместить в нем то, что любит больше всего, – профессию художника-керамиста и работу с детьми. Так появилась в Доме художника студия Татьяны Астаховой.
Татьяна Юрьевна считает себя требовательным педагогом, но в это трудно поверить, наблюдая, как маленькие ученицы бегут к ней поздороваться, обнимают и дарят цветы. В студии бывает шумно, бывает тихо, но всегда – интересно и весело. У Татьяны Юрьевны есть помощник – собака породы сиба-ину по кличке Кацуро, всеобщий любимец. А еще в студии есть специальная табличка, которую нарисовали сами дети. Когда становится слишком шумно, педагог вешает ее на дверь, чтобы проходящие мимо люди не удивлялись.
– Студия не художественная школа, у нас другие задачи. Конечно, есть программа обучения, но я следую за желанием ребенка. Неважно, что именно он захочет рисовать. Моя задача – вложить в него базу: основы рисунка, композиции, умение «вкусно» сочетать цвета.
Бывает, что маленький ребенок приходит с явными способностями, отлично рисует, а в подростковом возрасте он охладевает к рисованию и выбирает совсем другое направление. А может быть и так, что поначалу не уверен в своих силах, а потом взрослеет, начинает по-другому смотреть на мир, и его талант раскрывается. Так было и со мной. Я выросла в семье художников, но начала рисовать только в 13 лет. Творчество стало моей профессией. И среди выпускников моей студии есть ребята, которые учатся на дизайнеров, архитекторов.
Екатерина Шевелева. Фото Антона Забродского