В Нижнем Новгороде с 19 по 21 июня прошел XVIII Всероссийский фестиваль театральных капустников
Калужские артисты – его постоянные участники. Впечатлениями о фестивале поделилась актриса областного драматического театра Светлана Никифорова.
Только для своих
До Октябрьской революции во время двух самых продолжительных постов, Великого и Рождественского, театры не работали. Остановить процесс творческого горения актеров было невозможно, поэтому они делали небольшие забавные представления для своих и угощались постными пирогами с капустой. Отсюда и слово «капустник».
– Капустники – показатель здоровья театра, – считает Светлана Никифорова, – ведь это дело добровольное, по зову души. Капустник может включать в себя аллюзии на что угодно, от событий в своем театре до новостей и политики, но тема должна быть понятной и значимой. Это серьезная часть внутренней жизни театра, поэтому посторонние могут и не понять, о чем он и где смеяться. Капустник делается для сидящих в зале коллег, и облажаться перед ними – хуже, чем провалить спектакль.
В своем естественном виде капустник рождается моментально. В нашем театре есть две команды – женская и мужская, которые готовят капустники к 23 Февраля и к 8 Марта соответственно. Зрителям капустник тоже интересен, поэтому представления в честь Дня театра и закрытия театрального сезона содержат его элементы. Например, яркий номер «Немое кино» в День театра изначально создавался как поздравление для коллег-мужчин. В «капустной» форме мы представляем зрителям будущие премьеры на летних газонных вечеринках.
Калужане в Нижнем
Фестиваль «Веселая коза» очень популярен. В этом году в Нижний Новгород приехало больше 20 творческих команд из разных уголков России. Они представили все виды театрального искусства. В жюри – актер и сценарист Вадим Жук, актер и режиссер Эдуард Радзюкевич, актер Иван Замотаев, редакторы журнала «Красная бурда».
– «Веселая коза» – престижный, толковый, хорошо организованный фестиваль, – рассказывает Светлана Никифорова. – Калужские артисты участвуют в нем много лет, и я точно знаю, что фестиваль оказал огромное влияние и на их личное творческое развитие, и на весь наш театр. Это идеи и отношение к делу, это дружеские связи с другими театрами, которые поддерживаются годами.
Как правило, от нас на «Веселую козу» едет мужская команда. В этом году ребята пригласили и меня как соавтора большинства капустников. Конечно, пересказывать капустник все равно что пересказывать анекдот. Наше выступление было о том, с каким трудом обычный провинциальный театр воспринимает новейшие театральные веяния, современную драматургию и режиссуру. Троих провинциальных артистов сыграли Захар Машненков, Виктор Деринов и Роман Федин. Роль молодого режиссера с особой манерой общения, с терминами и принципами исполнил Владимир Прудников. А я была современным драматургом, который приносит в театр пьесу по мотивам чеховских «Трех сестер» под названием «Не три». Получилось 13-минутное представление, которое на фестивале тепло приняли и хорошо оценили. Мы получили приз председателя Нижегородского регионального отделения СТД РФ и специальный приз председателя жюри Вадима Жука за лучший сценарий капустника – тяжелую крылатую лошадь. Она не такая большая, как у Новосельцева в «Служебном романе», но очень на нее похожа.
За новыми идеями
– Скажу честно: я ехала прежде всего за новыми идеями. Уверена, что и мы своим выступлением кого-то вдохновили, так что это взаимно. На фестивале было много интересных представлений, гомерически смешных и при этом наполненных смыслом. Прекрасный философский капустник получился у кукольного театра из Ханты-Мансийска: куклы случайно услышали, что есть такой человек – кукольник. «Тебе не кажется, что за тобой кто-то стоит?» — спрашивает тростевая кукла. «А у меня бывает странное ощущение, что кто-то лезет ко мне в душу», – отвечает ее перчаточная коллега.
– Первое место заняла команда из Озерска, актерское трио «Трое». Артисты сделали интересный капустник по мотивам чеховского рассказа «Хамелеон», перенесенного в Японию.
По вечерам на фестивале устраивают «актерский клуб» – ужин в неформальной обстановке, общение, показ номеров на разных стадиях готовности. Это живой и интересный процесс обмена идеями и непередаваемое ощущения общности и родства людей театра.
На фестивале много молодых коллективов. Это неудивительно – всем студентам хочется делать капустники. С возрастом это желание проходит. У актеров, как и у всех, есть семьи, дети, домашние хлопоты. Но тут я увидела взрослых людей, которые ничем не отличаются от молодых своим энтузиазмом и изобретательностью, которые готовы с огромным удовольствием заниматься всей этой ерундой абсолютно бесплатно, тратить на нее массу своего личного времени. Эта потребность, как мне кажется, и есть та самая метка, которая отличает по-настоящему театрального человека.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Антона Забродского, Вадима Рыбакова и из архива Светланы Никифоровой