В Инновационном культурном центре проходит выставка современной керамики «Эра Водолея. Код керамики». Свои работы представили известные мастера Елена Ильюшонок, Александр Сысоев, Олеся Рудченко, Ирина Левитина и ученики Мастерской керамики ИКЦ.
Импровизация и перформанс
В Мастерскую керамики ИКЦ с радостью приходят дети и взрослые. Под руководством профессиональных художников-керамистов Карины Саитовой и Татьяны Полубинской они создают удивительные работы. В 2020 году в мастерской открылось новое направление – «Абстракция в керамике». Выставка «Эра Водолея» –творческий отчет участников студии. Зрители увидели импровизации в керамике на тему творчества Рене Магритта, Ники де Сен-Фалль, Энди Уорхолла.
Новый тренд Мастерской керамики ИКЦ – сочетание в одном проекте разных видов искусства: скульптуры, живописи, танца, поэзии, музыки. В прошлом году одним из ярких событий фестиваля современного искусства «Циолковский Фест» стал перформанс «Комета Ники», вдохновленный творчеством художницы Ники де Сен-Фалль. Получился красочный праздник, на котором встретились скульптура и хореография, цирковое искусство, боди-арт. На выставке можно увидеть работы, созданные на этом перформансе.
Хлудневские Белка и Стрелка
Примером содружества муз стала и выставка «Эра Водолея. Код керамики». Экспозицию деликатно дополнили живописные произведения Марии Чекмазовой из серии «Другие сказки» и работа молодого скандинавского стрит-арт художника, созданная им в ИКЦ и подаренная галерее. На вернисаже состоялся танцевальный перформанс: пластика движений танцовщиков прекрасно подчеркнула пластику скульптурных работ.
Привлекла внимание посетителей «Космическая лира» – та самая пылающая скульптура, которую мастера обжигали на открытом воздухе во время первого фестиваля керамики в ИКЦ в 2019 году. Второй международный фестиваль пройдет во дворике ИКЦ этим летом.
Представлены на выставке и детские работы, вдохновленные темой космоса, его исследования и даже внеземных цивилизаций: марсианский ангел, портрет космонавта, Белка и Стрелка в ракете – фигурки собак выполнены в стиле хлудневской игрушки. Развитие и поддержка этого промысла – одно из направлений мастерской керамики.
Филимоновские мотивы
О значении народного творчества для современного художника рассказала художник-керамист Ирина Левитина, одна из участниц выставки в ИКЦ. В 90-е годы вместе с другими выпускниками Абрамцевского училища Ирина отправилась в Тульскую область для возрождения филимоновской игрушки и с тех пор не расстается с этим ремеслом. Пошли по стопам художницы и ее дети. Дочь Ирины тоже стала мастером народной филимоновской игрушки.
– Я живу на два города: Калугу и Одоев, – рассказывает Ирина Левитина. – В Калуге преподаю в духовном училище академический рисунок, орнамент и историю искусств, а в Одоеве у меня мастерская. На выставке в ИКЦ представлено несколько моих работ: керамические панно, натюрморт из фруктов, посуда. Мотивы филимоновской игрушки есть и в моей авторской керамике. У этой игрушки вытянутые формы и особая цветовая гамма красного, желтого и зеленого цветов. Тульская и Калужская области – соседи, но хлудневскую и филимоновскую игрушки можно отличить с первого взгляда: разные сюжеты, пластика, роспись. Немного похожи только мелкие фигурки, которые когда-то возили по деревням и выменивали на товары. Моя композиция «Георгий Победоносец» перекликается с пластикой филимоновской игрушки. Уникальная местная глина и приемы лепки, которым я научилась у филимоновских мастериц, открыли мне большие возможности для творчества, для воплощения своих идей.
Екатерина ШЕВЕЛЁВА