На сцене под крышей с аншлагом прошла премьера моноспектакля Татьяны Овсяниковой «Чайка русского модерна», посвященного судьбе Анастасии Вяльцевой.
200 лет назад ее имя гремело. В репертуаре знаменитой певицы было больше 300 романсов. Концерты продолжались до поздней ночи, публика до 25 раз вызывала свою любимицу на бис. Одна из богатейших женщин России, которая, как сказали бы сейчас, сама себя сделала. Короткая жизнь, вместившая в себя множество событий. Судьба, достойная романа или спектакля.
– Мне очень интересна эпоха модерна – конец XIX – начало XX века. Задумывая свой проект, я хотела погрузить зрителей в ту эпоху или хотя бы коснуться ее, – говорит Татьяна Овсяникова. – Это удивительно плодотворное время: необыкновенный подъем и в изобразительном искусстве, и в литературе, и в музыке. Люди, благодаря которым это произошло, необыкновенные. Они были способны создать нечто уникальное из чего угодно. И трудные жизненные обстоятельства, и какие-то незначительные, бытовые вещи становились материалом для творчества. Такая и Анастасия Вяльцева. В начале ХХ века она была не менее знаменита, чем Федор Шаляпин, но теперь ее имя почти забыто. Мне захотелось его воскресить.
И вот Вяльцева идет через зал, приветствуя зрителей. Садится в кресло, раскрывает газету, читает заметку о своем выступлении, полную восторженных эпитетов. «Чайка русской эстрады» – так называли певицу в годы расцвета ее творчества.
На сцене – минимум реквизита: кресло из прозрачного пластика, круглый столик, современный светодиодный торшер, полупрозрачный занавес. Фоном – черно-белые фотографии и документальные кинокадры.
Татьяна Овсяникова рассказывает историю своей героини от первого лица. Начинается она как сказка:
«В бедной крестьянской семье родилась я, девочка Настенька».
После смерти отца семья, чтобы выжить, перебралась в Киев. Жизнь, похожая на историю Золушки: с восьми лет девочка много и тяжело работает, но все время поет – легко и естественно, как птица. В нужный момент появляется фея, которая замечает ее талант:
«Вам бы, милая, с таким голосом в оперетту, а не постели в гостинице стелить».
Будет и принц, он же Пигмалион, будет и непростое семейное счастье, и множество других невероятных событий.
– Чтобы подобрать биографический материал, я прочитала много книг, статей, научных работ. Сложнее всего было написать инсценировку – это мой первый опыт. Нужно было сделать текст живым и динамичным, в котором под каждым словом подразумевается действие, ведь просто слушать биографический доклад никому не интересно.
Актриса играет в своем спектакле единственную роль, но, по сути, их множество. Робкая 13-летняя девочка пришла поступать в труппу театра. Молодая певица производит фурор в образе своенравной жизнерадостной цыганки. Любящая жена. Мать приемных детей, щедрая благотворительница. Знаменитость, объехавшая с концертами всю страну в собственном вагоне поезда.
– Сложность моноспектакля в том, что ты работаешь сама с собой. Приходишь на сцену и начинаешь сама себя репетировать. Когда есть партнеры, происходит обмен энергией, режиссер пытается заразить тебя своей темой, подталкивает в нужном направлении, видит со стороны и дает обратную связь. А тут некому это сделать – надо вдвойне себя стимулировать, ты сама мотор, который все приводит в движение. Для меня это вызов.
Автор спектакля показывает лучшие качества своей героини – силу характера, чувство собственного достоинства, огромное трудолюбие и любовь к людям. Тонкая ироничность и чувство меры помогают избежать сентиментальности, карамельной приторности. Например, довольно комична сцена, в которой певица знакомит зрителей со своим мужем, причем роль блестящего офицера играет… торшер. Но главное – Татьяна Овсяникова исполняет романсы из репертуара Вяльцевой. Они задают ритм спектаклю и вплетаются в сюжет. Аккомпаниатор – Дмитрий Кейль, педагог по вокалу – Алена Бирюкова.
– Найти тексты и ноты старинных романсов оказалось не так просто. Мне очень помогли в этом сотрудники музыкального отдела библиотеки Белинского, – рассказывает актриса о работе над спектаклем. – Некоторые мелодии пришлось подбирать самим, на слух. Живой аккомпанемент стал для меня принципиальным моментом: это и шарм, и особое звучание, которого не передаст фонограмма. Текст романса при каждом прочтении рождает новые эмоции. Я выражаю их, исполняя романс немного иначе, а аккомпаниатор подстраивается. Спектакль – мой дебют на малой сцене, у которой своя атмосфера и свои законы. Это новый и интересный опыт взаимодействия со зрителем: ты работаешь, держишь сюжетную линию, поешь – и видишь глаза сидящих в зале людей, их непосредственную реакцию.
Романс обрывается на полуслове… В жизни Анастасии Вяльцевой счастливый случай сыграл немалую роль. Наверное, это тоже удача – вовремя покинуть мир, до того как он рухнет и восстанет, но будет совершенно другим.
Ольга Дымова. Фото Виктора Кропоткина