Девочка лет 9–10 на моноцикле кружит по залу. В это время девушка за долю секунды забирается на полотно, ловко обматывает им ноги, переверчивается вниз головой, зависая, как летучая мышь. В нескольких шагах от неё подросток подбрасывает булавы.
– Надо взять третий кубик и жонглировать дальше,
– наставляет мальчика Олеся Трунова, одна из руководителей цирковой студии «Арена».
Из поколения в поколение
Выпускники студии блистают на аренах цирков Америки, Японии, Франции, Германии, Новой Зеландии, Австралии.
– С шести лет я занималась здесь у Виктора Крамаренко. Затем работала в Росгосцирке, выступала в Цирке на льду Яны Шевченко. А потом мне позвонил сын Виктора Ивановича, он рассказал, что руководителя нашей студии после инсульта парализовало. Нужно было как-то помочь коллективу, сохранить его. И я вместе с ещё одной выпускницей, Надеждой Пак, вернулась в Калугу,
– вспоминает Олеся.
Вот так две хрупкие девушки возглавили легендарную калужскую студию.
– Очень часто к нам приводят своих детей те, кого когда-то тренировал Виктор Иванович,
– говорит Олеся.
Смерть руководителя сплотила его выпускников. Каждый год они встречаются, вспоминают своего наставника и стараются по мере сил оказать помощь «Арене».
– Как-то нам бамбук надо было подвесить, – показывает Олеся снаряд. – Я не знала, как это сделать. Ребята выручили.
Главное – удивлять
Ученики цирковой студии – постоянные участники и призёры всевозможных конкурсов, фестивалей.
– Дети должны видеть, к чему надо стремиться. Некоторые сделали трюк, заняли первое место на городских соревнованиях и думают, что это потолок. Когда мы приезжаем на фестивали, ребята видят, что есть о-го-го какой уровень. Жюри говорит: «Вы должны сделать что-то такое, чтобы из двухсот номеров мы запомнили именно ваш!» И мы стараемся! Например, девочке в кольцо вставили зубник – она висит и зубами свой вес держит. Никто этого не делает! Цирковой продюсер Гия Эрадзе отметил, что мы работаем в правильном направлении. Если мы сможем удивить жюри, то удивим и зрителя. Жюри, конечно, впечатлить сложнее: они видели многое.
Мировые рекорды
Недавно ученикам цирковой студии удалось побить мировой рекорд. Евгения Трускова и Анастасия Павлова, исполняя номер «Икарийские игры», сделали подряд восемь двойных сальто-мортале!
– Девочки выполняют двойные сальто одно за другим, что в разы увеличивает сложность комбинации! Например, братья Мартинез (знаменитый дуэт из Японии и Колумбии) делают двойные сальто, чередуя их с одинарными, – отмечает Олеся. – Честно говоря, мы даже не подозревали, что у нас получится. Девочки репетировали номер: одно двойное сальто, потом – обычное. Это очень зрелищно смотрится. И я Жене говорю: «Давай два подряд попробуем!» Сначала ничего не получалось. Потом удалось сделать три двойных сальто подряд. И тут узнали, что братья Мартинез делают семь. Решили, раз три получается, семь тоже возможно сделать. Научились делать пять. Месяца два делали пять – и всё, дальше не идёт. Уже хотели бросить. И вдруг на тренировке девочки бегут ко мне радостные, показывают видео, а на нём они выполнили семь сальто! У самих слёзы на глазах от того, что наконец-то получилось.
А во время выступления на новогоднем утреннике юным артисткам удалось превзойти мировой рекорд.
– Это был запоминающийся момент! Восемь сальто! Сейчас они уже делают девять!
Бесстрашные
– В студии мы придерживаемся принципа, что дети должны попробовать себя в каждом жанре,
– рассказывает Олеся.
Постепенно становится понятно, что у ребёнка лучше получается.
– У нас одна девочка умеет шесть мячей и пять колец выкидывать. Она всё занятие готова только это делать,
– отмечает Олеся.
В это время две хрупкие девочки ловко забираются в кольцо, демонстрируя растяжку. По мере отработки номера кольцо будут поднимать всё выше и выше.
– Первое, чему мы учим детей, – как правильно упасть и сгруппироваться, – говорит Олеся. – Я начала бояться высоты лет, наверное, в 25. Когда сюда пришла, тренер сразу увидел во мне бесстрашие, и все воздушные номера, которые здесь были, – канат, кольцо – я делала.
Но, как оказалось, не все дети такие, некоторым приходится преодолевать свои страхи. И зрители даже не подозревают, через что им пришлось пройти, чтобы с такой лёгкостью кружиться под куполом.
– По некоторым детям сразу видно, что у них всё получится, – ребёнок гибкий, прыгучий и поворотливый, с хорошей координацией. Есть дети совершенно нулевые, им сложно занятия даются, они плачут, но не сдаются. И, вы знаете, у них всё не хуже получается, чем у тех, кому дано от природы. К нам иногда приходят из спортивной и художественной гимнастики. Дети хорошие, растянутые, но я не всех беру, потому что у них своя база. А переучить порой сложнее, чем научить.
Если со временем ребята понимают, что хотят связать свою жизнь с цирком, то им помогают с поступлением в учебные заведения или работой. Сейчас 15-летнюю Анастасию Мороз готовят к экзаменам в цирковое училище.
Занятия в студии «Арена» проходят шесть раз в неделю совершенно бесплатно в малом спортивном зале школы № 14. По словам педагогов, дети легко справляются с таким графиком, а родители благодарны, что ребят удалось оттащить от гаджетов.
– Цирк для меня – смысл жизни. Софиты, публика – это счастье. Я уже не могу без этого жить. Сейчас свою душу вкладываю в детей. Считаю, что в любом коллективе воспитанники – это отражение педагога, что он умел, то и передал им. А дети, которые у нас занимаются, уже превзошли, наверное, меня,
– говорит Олеся.
Елена Французова. Фото Антона Забродского