Педагогический стаж учителя начальных классов Татьяны Ивановны Костомаровой – почти полвека
С 1977 года она работает в средней школе № 33 в деревне Шопино. Выпускники приводят в ее класс детей и внуков, на родительских собраниях она видит много знакомых лиц. Одна из важных задач опытного педагога – наставничество.
Урок для трёх классов
Татьяна Ивановна родилась в Боровском районе, была младшей дочерью в многодетной семье. С детства мечтала стать учительницей.
– Говорила маме: «Буду малышню учить!» Сажала перед собой кукол, мишек и вела «урок», – вспоминает она.
Окончив восемь классов с похвальной грамотой, девушка поехала поступать в Кондровское педагогическое училище, которое считалось лучшим в области.
– Хорошо помню свой первый урок, который провела еще на педагогической практике. Это был урок труда на тему «Изготовление записной книжки». Я уже тогда считала, что для педагога важно не только тщательно подготовиться к занятию, но и безупречно выглядеть. Выбрала для себя классический стиль в одежде и до сих пор его придерживаюсь.
Окончив училище в 1974 году, Татьяна Ивановна уехала по распределению в Сухиничский район, где два года работала в сельской малокомплектной школе.
– Я одновременно вела урок в трех начальных классах. В первом был один ученик, во втором – три, в третьем – шесть, и все занимались в одном помещении. Одним даю задание, другим объясняю. Так работать непросто, но в училище нас к этому готовили. Сегодня малокомплектных школ осталось очень мало.
Молодая учительница вышла замуж, семья переехала в Шопино. После декретного отпуска Татьяна Ивановна вновь вышла на работу. Сначала вела группу продленного дня, но вскоре руководство школы, отметив серьезное отношение педагога к делу, доверило ей класс. В 1984 году Татьяна Костомарова заочно окончила факультет начальных классов Калужского государственного педагогического института.
Татьяна Ивановна Костомарова – ветеран труда, награждена многими почетными грамотами и благодарственными письмами. В класс к опытному педагогу стремятся записать детей родители не только из Шопино, но и из других районов Правобережья.
– С радостью смотрю, как растут и взрослеют два предыдущих моих выпуска – пятые и девятый классы. В этом году я набрала тридцать первоклассников, среди них много младших братьев и сестер тех ребят.
«Уговорите её остаться!»
В 2023 году Татьяне Костомаровой вручен знак отличия Калужской области «За наставничество».
Наставником Татьяна Ивановна стала в 2015 году. В это время активно строились и заселялись новые микрорайоны. Шопинская школа набирала по 3–4 первых класса, пришли работать молодые учителя. Во многом благодаря помощи и поддержке Татьяны Ивановны четыре молодых педагога остались в профессии. Руководство школы при этом отмечало, что в их классах повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина, в чем, конечно же, есть заслуга наставника.
– Теория, которой учат в училище или в университете, – это одно, а когда молодые специалисты приходят в школу и начинают работать с детьми – совсем другое. Конечно, им трудно. Моя первая подопечная так волновалась и переживала, что мы боялись, как бы она не ушла из школы. Директор мне сказал: «Вы как-нибудь уговорите ее остаться!»
Татьяна Ивановна помогла молодой коллеге наладить отношения с детьми и родителями, приглашала к себе на уроки и посещала ее занятия, помогала с наглядными пособиями, подсказывала, как действовать в сложных ситуациях. Конечно же, поддерживала психологически, убеждала, что все получится. И молодая учительница осталась в школе.
Не проблема, а задача
Особенность школы № 33 в том, что среди учеников много инофонов – детей, для которых русский язык неродной, и некоторые из них не говорят по-русски. Программа обучения одинакова для всех, но подход к таким детям нужен особый. Татьяна Ивановна представляла свои методические разработки и наглядные пособия на круглых столах и семинарах, посвященных этой теме:
– Сейчас у меня в классе шесть инофонов. Это способные ребята, работать с ними интересно, есть результаты. Представляете, сколько радости было у маленькой Аиши, когда она научилась читать! В начальной школе эта проблема решаемая, потому что начинаем с азов. В прошлом году я выпустила большой класс, где инофонов было много. К третьему-четвертому году обучения они уже свободно разговаривали по-русски.
Важная часть школьной жизни – внеурочная работа. Под руководством Татьяны Ивановны ребята занимают первые места в школьных и городских конкурсах проектов «Старт в науку», участвуют в праздничных концертах, в конкурсах поделок. Любимое мероприятие – традиционный смотр строя и песни, в котором ее класс неизменно побеждает. Тонкости этой работы опытный педагог передает молодым:
– Мало найти интересный материал в интернете, нужно его еще и обработать, структурировать. Важная часть любого мероприятия – подведение итогов и выводы. Например, мы говорим с ребятами о том, что зарядка – необходимая составляющая здорового образа жизни. В конце подводим итог: мы должны делать зарядку, чтобы быть сильными, здоровыми, крепкими, потому что такие люди нужны стране.
Воспитать человека
– Молодые педагоги более демократичны в одежде, в общении с детьми, – делится наблюдениями Татьяна Ивановна. – Они хорошо владеют современной компьютерной техникой. В ноябре мы переходили на новый электронный журнал, и освоить его помогла наша молодежь. Так что и учимся друг у друга, и помогаем друг другу.
В этом учебном году первые классы набрали Татьяна Ивановна Костомарова и Анастасия Евгеньевна Мартынова, выпускница Мещовского педагогического училища.
– Поддерживать на уроке дисциплину сложно всем молодым педагогам, а это основополагающий момент, – считает Татьяна Ивановна. – Когда учитель объясняет материал, в классе должна быть тишина. Сейчас много новых технологий, но советская школа была лучшей, и во главе угла была дисциплина. С каждым годом удерживать внимание учеников все сложнее. Они растут со смартфоном в руках, с раннего возраста живут в насыщенном информационном потоке. Я веду урок в быстром темпе, перехожу от одного вида деятельности к другому, использую игровые моменты. Важно увлечь ребят, замотивировать быть внимательными.
Своими многолетними наработками, помогающими сделать урок интересным, динамичным, Татьяна Костомарова щедро делится с молодыми коллегами.
– Учитель должен быть требовательным и справедливым, любить свою работу и относиться к ней серьезно, – считает Татьяна Ивановна. – Очень важен индивидуальный подход к детям, ведь они все разные. Главное, чему я стараюсь научить молодежь, – видеть в ребенке личность, замечать его человеческие качества, воспитывать в учениках отзывчивость, уважение к старшим. Быть отличником хорошо, но гораздо важнее быть добрым и порядочным человеком.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото Антона Забродского