В марте в Калуге будет запущен проект «СтартАпФабрика-2021»

В марте будет запущен проект «СтартАпФабрика-2021»

Чем новый проект будет отличаться от прошлогоднего, нам рассказал начальник отдела предпринимательства и инноваций городского управления экономики и имущественных отношений Денис Жвынчиков.

Вышли за пределы Калуги

Участие в проекте принимали студенты вузов, аспиранты и научные сотрудники. Темы исследований формировали калужские промышленные предприятия. В прошлом году таких предприятий было семь. Научный партнер – Калужский филиал МГТУ имени Баумана. Базой для реализации проекта стал Калужский студенческий бизнес-инкубатор.

– Наша цель – выявить самые интересные городские инновационные и научные разработки и внедрить их в производство, – говорит Денис Жвынчиков. – У промышленников есть потребность в инновационных решениях, а научное сообщество готово эти решения предложить. Опыт прошлого года показал, что формат такого взаимодействия полезен.
Наиболее перспективные разработки перешли в стадию НИОКР, которые проводятся совместно с ведущими калужскими промышленными предприятиями.

В этом году конкурс выйдет за пределы Калуги. Участие в проекте уже подтвердили одиннадцать вузов из Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской и Рязанской областей. В качестве партнеров будут выступать в том числе и областные предприятия.

Какие разработки были представлены в прошлом году?

Одно из изобретений, представленных студентами Калужского филиала МГТУ имени Баумана, – беспилотник с радиолокационно-оптической целевой нагрузкой. Его можно использовать для обнаружения объектов не только на земле, но и на воде, получая при этом их 3D-изображения, а также прогнозировать метеообстановку и выполнять поисково-спасательные операции.

– Настоящий образец будет иметь размах крыльев шесть с половиной метров. Он может брать полезную нагрузку до 60 килограммов. Сейчас беспилотники такого класса в основном намного меньше берут, – рассказывает заведующий кафедрой «Информационная безопасность автоматизированных систем» КФ МГТУ, профессор Анатолий Мазин.

В отсек для полезной нагрузки можно закладывать, например, спасательные средства для МЧС, которые при необходимости сбрасываются на парашюте.

Существует два типа управления аппаратом – с помощью пульта или монитора. Кроме того, есть автоматический режим полета по заданным координатам. Высота полета – до четырех тысяч метров, скорость – 200–250 километров в час. Дальность полета в автономном режиме – 500 километров. Максимальное время полета – восемь часов. Беспилотник будет выполнен из стеклопластика и композитных материалов.

Летательный аппарат прошел испытания в Воротынске, которые в целом завершились успешно. Разработкой уже заинтересовались, в том числе корпорация «Роснефть».

Аккумуляторный модуль

Еще одна разработка бауманцев – аккумуляторный модуль для подводного буксировщика. Такие используются, например, аквалангистами. Фишка в том, что он работает не на французском аккумуляторе, как действующие аналоги, а на более дешевом, китайском. Качество в этом случае из-за цены не страдает, наоборот, батарея из Поднебесной безопаснее.

– Здесь литионная батарея, а у нас – литий ферум полимер. Они не такие взрывоопасные, не пожаро-опасные. Это все повышает надежность. За французскими надо следить, неконтролируемый разряд для них критичен, – объясняет разницу Денис Жвынчиков.

За счет увеличения количества аккумуляторов модуль будет мощнее и долговечнее. И это не все. Модули, которые сейчас используются повсеместно, работают как единое целое. Иными словами, при поломке одной из внутренних деталей модуля ремонту он не подлежит. В то же время в разработке МГТУ достаточно будет заменить неисправные элементы:

– Мы сделали контроль каждой батареи. Мы смотрим по специальной программе, контролируем уровень заряда, уровень разряда, токи и выравниваем в целом. Видим состояние каждого элемента, – уточняет Жвынчиков.

И беспилотник, и аккумулятор были отмечены золотыми медалями на нескольких международных салонах изобретений и технологий. Однако обе разработки требуется довести до ума. Сделать это раньше помешал COVID, из-за которого вуз перешел на дистант. Сейчас студентов туда пускают, только чтобы они закрыли «хвосты».

Тем не менее в корпусе их ожидает еще одна разработка – гексакоптер, который будет заниматься поиском людей. Аппарат будет нести ту целевую нагрузку, которая поможет найти исчезнувшего – электронную систему распознавания образов. Коптером уже заинтересовались в МТС: корпорация готова вложиться в разработку. И это при том, что она пока готова не до конца.

Детектор электромагнитного излучения

А вот еще один любопытный прибор размером с обычный брелок – портативный детектор электромагнитного излучения. Если уровень электромагнитного поля рядом с ним начнет повышаться, детектор предупредит об этом пользователя специальным светозвуковым сигналом. Разработал его Святослав Керинов на базе Калужского студенческого бизнес-инкубатора.

Корпус детектора из пластика обеспечивает ударостойкость. Детектор уникален в своем роде. Схожих с ним по габаритам, стоимости и функционалу устройств пока нет.

Технология газодинамического напыления для Турбинки

Технологию газодинамического напыления можно использовать для устранения раковин, неровностей и других дефектов с поверхности деталей из черных и цветных металлов, герметизации трубопроводов и их противокоррозийной защиты. В качестве компонентов ГДН используют различные варианты порошковых смесей и отдельных металлов.

Сейчас технологию дорабатывают для применения в производственных условиях Калужского турбинного завода.

– Идет разработка процессов и подпор порошков для применения технологии в условиях производства турбоустановок, – рассказывает начальник отдела научной и инновационной деятельности КФ МГТУ Виктор Алакин.

Способ подачи заявок

Предварительный этап конкурса подходит к завершению. Темы для «СтартАпФабрики-2021» проходят окончательное согласование предприятиями региона, подтвердившими свое участие в проекте.
В полную силу «СтартАпФабрика-2021» заработает уже весной. В марте будет дан старт приему заявок, после чего у участников проекта со стороны вузов и научного сообщества останется четыре месяца на подготовку предложений по решению задач промышленных предприятий.

Участниками проекта могут быть как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и команды разработчиков, состоящие из физических лиц, либо отдельные физические лица.


Подробная информация размещена на сайте www.kaluga-sbi.ru. Вопросы по участию в проекте можно направлять на электронную почту zhvynchikov_dn@kaluga-gov.ru, tsirkina_vs@kaluga-gov.ru или задавать по телефону: 8 (4842) 70-15-53.


Роман АРТЮХОВ