Капитального ремонта в общежитии по улице Калинина,15, которое существует с 1980 года, никогда не было. Кто должен навести здесь порядок и что зависит от самих жильцов, выясняли корреспонденты «Калужской недели».
Внешне это обычная пятиэтажка, с ухоженной придомовой территорией, зеленым газоном, приличным асфальтом и спортивной площадкой. Но стоит зайти внутрь, как впечатление от увиденного резко меняется: на дворе 21 век, а внутри условия близкие к экстремальным — мокрые от отсутствия гидроизоляции стены, свисающие электропровода, протекающая крыша. Обитатели дома с неудобствами живут одной большой семьёй. И только этой семье под силу найти решения, которые позволят сделать условия быта и проживания приемлемыми и хотя бы чуть-чуть лучше, убеждена председатель домового совета Наталья Демидова.
— Наталья Николаевна, когда и как был организован совет дома?
— Идеей создания совета мы загорелись в 2014 году. Образовалась инициативная группа — Галина Викторовна Никитина, Галина Ивановна Толстова, и самая молодая наша активистка Светлана Романовская, предложили мне возглавить домовой совет. Я согласилась, хотя времени на общественную работу уходит очень много. Но меня очень волнуют условия жизни людей. Начали с того, что очистили подвал; закрыли центральную дверь, ликвидировав «проходной двор», организовали два входа в подъезды, добились установки пластиковых окон на этажах. Участковый к нам ходил чуть ли не каждый день.
Труднее всего было переломить сознание жильцов, не сразу пришло понимание, что общее — это наше, всем придется потрудиться, чтобы что-то изменить к лучшему. Проблем в многоквартирных домах, бывших ранее общежитиями, очень много, практически каждую из них можно считать ключевой. Нас эти проблемы объединили.
— Какую общедомовую проблему вы считаете ключевой?
— Проблемы проистекают от нашего статуса. По факту мы общежитие коридорного типа из 159 комнат, организованных в 10 «квартир». Живя годами в ведомственном общежитии, люди надеялись на расселение. Но вместе с возможностью приватизировать свою комнату мы нажили себе дополнительные проблемы. Из общежития сделали огромные коммуналки под одной крышей, где для жильцов каждой комнаты рассчитывается доля на места общего пользования (внутриподъездный коридор, холлы, кухни, санузлы). В результате, проживая в маленькой комнате, в нелучших, мягко говоря, условиях, мы платим как за полноценную отдельную квартиру. А какая же это отдельная квартира, если кухня у нас одна на 17 комнат?
— Как складываются ваши отношения с управляющей компанией?
— Та компания, которая нас обслуживает сейчас — уже третья. С прежними мы расстались не совсем мирно, но без сожаления. Я уверена, что самый главный критерий эффективности управляющей компании — ее реальные дела. Если мне инженер из УК говорит, что не полезет в затопленный подвал, потому что у него нет сапог, от такой УК лучше держаться подальше, какую бы строчку в официальном рейтинге она не занимала. Или просят подписать акты за работу, которую сделали спустя рукава. Есть возможность выбрать — надо этим правом пользоваться. Уже 2 года, как мы сменили управляющую компанию на УК «Калужский дом», пока довольны.
Люди у нас самые разные живут. Есть те, кто добросовестно относится к имуществу, платит за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, есть и другие. У нас около 40% неприватизированных комнат, где живут по договору социального найма. Именно среди «социальников» большой процент неплательщиков, чьи долги доставляют 10-30 тыс. рублей, а есть задолжавшие и около 150 тысяч. Именно они своими неплатежами фактически лишают управляющую компанию возможности нормально проводить ремонтные работы в доме и заниматься благоустройством. Поэтому и коммунальщиков понять можно: они обслуживают дом ровно настолько, насколько хватает денег. Брать на себя ответственность за дом, в котором процент износа более 80% — привилегия сомнительная.
— Несмотря на все ваши старания в доме есть проблемы, которые вы не можете решить самостоятельно. Нужен капитальный ремонт, причем с большими денежными вложениями.
— Да, в нашей ситуации капитальный ремонт — настоящее спасение для дома, мы это прекрасно понимаем. В этом году в нашем доме по краткосрочной программе капитального ремонта будут отремонтированы кровля и канализация.
Одними из первых в городе мы открыли спецсчет, чтобы копить на капитальный ремонт не в общий котел, а в собственный карман. Но спустя год от этой идеи пришлось отказаться, мы закрыли спецсчет и вернулись на счет регионального оператора — слишком затратные виды работ нам предстоит сделать и накопить собственными усилиями на все это у нас вряд ли получится самостоятельно. Как человек с экономическим образованием, я привыкла все просчитывать наперед. Сейчас мы платим 6,76 рублей за кв. метр — чтобы накопить более-менее достойную сумму, придется платить не год и не два; чтобы поддерживать дом в нормальном состоянии и проводить необходимые виды работ тариф нужно увеличивать, сделать это можно только по решению собственников.
Пока будет идти капитальный ремонт, обитателям общежития придется набраться терпения. А старшей по дому предстоит еще один большой, но важный фронт работ — она теперь и представитель жильцов перед подрядчиком, и помощник подрядчика и одновременно контролер его работы. Хорошо, когда есть, кому о доме позаботиться, а главное сделать это вовремя.
Ольга Коновалова
Фото С.Гришунов